Полная версия сайта

Мария Костина. Мой Арцибашев

«Когда я его увидела — в груди будто колокол ударил!» — на протяжении многих лет произносила эти слова от лица своей героини Кати в спектакле «Пять вечеров». И каждый раз видела хитрый прищур Ильина — Арцибашева.

Сергей  Арцибашев и Мария Костина с сыном Николаем

— Ваш Сережа молодец, столько занимается дома!

Клавдия Герасимовна поразилась:

— Как? У нас же нет пианино!

Если я выматывалась и начинала повышать на детей голос, Сергей Николаевич охлаждал мой пыл: «Криком ничего не исправить». Сын с дочкой его уважали, даже побаивались — папа мог удостоить таким взглядом, что и слов не требовалось. Когда Коля капризничал и я не могла с ним справиться, звонила папе в театр. Он останавливал репетицию и проводил педагогическую беседу по телефону. Лет в двенадцать у Николая заиграли гормоны, я тоже обратилась к Арцибашеву: «Поговори с ним по-мужски». Разговаривали они часа два, и я за это ему безумно благодарна. Кто же мог знать, что тот взрослый разговор с отцом станет для сына последним...

Однажды Коля открыл дверь и не узнал папу: тот пришел домой в гриме персонажа, которого играл тогда в фильме Никиты Михалкова «12»: демократа в очках и с длинными волосами, обрамляющими обширную плешь. На съемках актеры очень сдружились. Сергей Николаевич каждый вечер возвращался с новым анекдотом «от Стоянова». Когда материал смонтировали, Михалков устроил закрытый просмотр — только для двенадцати присяжных. На похороны Арцибашева от режиссера привезли венок с надписью: «От нас, одиннадцати». Сам Никита Сергеевич прийти не смог, его не было в Москве.

Михалкову понравилось работать с Сергеем Николаевичем, он позвал Арцибашева и в «Цитадель». Однажды мы получили приглашение на его день рождения. Там было указано: «Форма одежды — спортивная». Ресторан находился в ангаре, где стояли машины для картинга. И все, начиная с именинника, участвовали в гонках.

Сергей Николаевич часто снимался у мэтров — Владимира Меньшова, Эльдара Рязанова, Игоря Таланкина и его сына Дмитрия... А последней работой стала роль в фильме «Дурак» совсем молодого Юрия Быкова. Согласился, потому что понравился сценарий, во время съемок оценил и режиссерский талант. Быков подолгу репетировал, Арцибашев считал такой подход правильным.

Из киноролей зрителям больше всего полюбился его Дикий Прапор из «ДМБ». Но самого Сергея Николаевича это раздражало: «Будто больше ничего в жизни не сделал!»

Он любил повторять: «Кино для меня как любовница, а настоящая семья — театр». В свое время главный режиссер «Маяковки» Гончаров приглашал его ставить «Жанну». И когда у Андрея Александровича спрашивали:

— Кого бы вы хотели видеть своим наследником? — тот отвечал:

— Арцибашева.

После кончины Гончарова, в 2002 году Сергей Николаевич стал худруком «Маяковки». При этом Театр на Покровке он не оставил.

Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




Комментарии




Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или