Борис Токарев и Людмила Гладунко. Два капитана

Известные актеры рассказывают о том, как прожить в браке полвека. А также вспоминают Нонну Мордюкову, Вячеслава Тихонова, Зою Федорову и других актеров советского кино.
Беседовала Мария Черницына
|
Мария Черницына
|
05 Апреля 2016
Борис Токарев и Людмила Гладунко с сыном Степаном
Тяжело было отпустить сына от себя, но что делать... Сейчас живет своей жизнью. Мы стараемся не вмешиваться — Степа все делает по-своему
Фото: из архива Л. Гладунко/П. Щелканцев

Л.Г.: Да... а ведь ему было совсем немного лет. Сердце не выдерживает наших нагрузок — такая работа. Весной прошлого года вот и Боря попал в больницу. Поначалу врачи объявили неправильный диагноз. О том, что у мужа проблемы с сердцем, я поняла, когда поставила на грудь горчичник, как делала моя мама-сердечница, и ему стало лучше. А через неделю уже в клинике нам сообщили, что Борино сердце изношено на девяносто процентов. Летом он перенес операцию, до сих пор восстанавливаемся... Тем не менее задумали очередной большой проект.

— Борис Васильевич, вы вместе с женой сняли несколько фильмов. Не страшно было хорошо знакомую актерскую профессию менять на режиссерскую?

Б.Т.: Когда во второй раз собрался поступать во ВГИК, уже на режиссерский факультет, многие отговаривали: «Ты — известный актер! Много работаешь. Зачем?!» Но я хотел — это было моей мечтой! Сергей Герасимов взял к себе на курс и позже целую главу мне в книге посвятил. Как-то прихожу на занятия, а мэтр говорит: «Вот какие у нас студенты — только что в правительстве мы проголосовали за госпремию для Бориса Токарева!» (Премию я получил в 1976 году за роль лейтенанта Николая Кузнецова в фильме «Горячий снег».) В общей сложности отучился девять лет. «Ты вечный студент!» — смеется Люда.

Режиссеры по-прежнему зовут сниматься, но не всегда соглашаюсь, работаю в своих же проектах. Поскольку за камерой мы с Людой вдвоем, могу позволить себе и в кадр войти как артист. Люде я абсолютно доверяю — так тонко работать с актерами нужен особый дар. Она вообще умеет незаметно приобщить к делу. Скажем, играть старика князя Репнина в «Моей Пречистенке» я не собирался. Долго искали актера, и однажды на пробе Люда говорит: «Сегодня некому подыграть молодому актеру — помоги ему». Я, конечно же, помог. Ворчал, правда: «Вечно ты меня втягиваешь в истории!» Теперь когда говорю, что это моя любимая роль, Люда только посмеивается.

Л.Г.: В начале девяностых мы унаследовали от государства киностудию «Дебют», на которой с тех пор сделали много разных проектов: короткий и полный метр, телесериалы и документальное кино. Боря стал генеральным продюсером, я — художественным руководителем. Одним словом, отвечаем за все. Трудно, но студия наша пока жива. В 2009 году Боря исполнил мою мечту — запустил в производство фильм по моему сценарию «Для начинающих любить». Прочитав сценарий, сказал: «Ты снимешь это кино как режиссер». Добился господдержки, и я сняла картину. Получила приз «Дебют» на кинофестивале в Смоленске, потом были фестивали в Милане, Варне, Нью-Йорке... Я очень благодарна за это Боре. А недавно мы сняли восьмисерийный игровой фильм «Прорицатель Омар Хайям. Хроника легенды».

— Выбор в качестве героя персидского ученого и поэта, жившего в ХII веке, как минимум нестандартный. Почему именно Хайям?

Б.Т.: В детстве я любил ходить в храм, где похоронены три брата Чебышевы — один из них, Пафнутий, стал выдающимся математиком. Храм стоит в деревне, недалеко от места, где я родился, там меня и крестили. Спускался в склеп и подолгу любовался старинными надгробиями. И вот, изучая судьбу Омара Хайяма, читая архивы, узнаю, что этот великий ученый тоже был математиком и вывел теорему, которую спустя восемьсот лет доказал Чебышев. Я подумал: «Судьба! Это знак свыше».

Снимать собирались в Иране, год ждали разрешения. На местном Гостелерадио несколько раз проводили со мной собеседования: выясняли, не собираемся ли мы их Омара Хайяма опорочить? Продюсеры сами перевели сценарий на фарси и каждый день присутствовали на съемке. В процессе работы над фильмом мы узнали много нового о местных обычаях. Например, что наши гримеры-женщины не могут гримировать иранских актеров-мужчин. Дотрагиваться до них, поздороваться за руку тоже нельзя. Люда в сорокаградусную жару ходила в хиджабе, как и все женщины из съемочной группы. Неожиданностью стало и когда в первый день посреди съемок все актеры встали и ушли с площадки. «Куда это они?» — удивился я. А те в сторонке постелили на землю коврики и начали молиться — пришло время намаза. И так несколько раз за день. Мы деликатно ждали.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Подпишись на наш канал в Telegram
PREMIER эксклюзивно выпустил документальный фильм о Раисе Горбачевой
18 марта эксклюзивно в онлайн-кинотеатре PREMIER вышел документальный фильм «Горбачева» о первой леди СССР Раисе Горбачевой. Фильм снят Продюсерским центром Киностудии им. М. Горького при поддержке Министерства культуры РФ.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог