Полная версия сайта

Братья Райт: два капитана

Уилбер Райт изобрел самолет, но лучше бы он построил дом, посадил дерево и вырастил сына…

В 1895 годы насмерть разбился Отто Лилиенталь, создатель планеров

Покупая стоившую целых пятьдесят центов игрушку, Мильтон Райт далеко не загадывал и не знал, чем это обернется. На дворе стояла осень 1878 года, и он, выбранный епископ Церкви объединенных братьев во Христе, был уверен, что летать могут только птицы, ангелы да воздушные шары.

А еще вот эта пустяковина, на которую он-таки раскошелился: рама из четырех бамбуковых палочек, два винта, резиновый жгут, заводная ручка — если ее покрутить, а потом отпустить, винты начнут вращаться и безделица плавно поднимется к потолку! Она называлась геликоптером, и младшие сыновья Мильтона не могли от нее оторваться.

Вдоволь наигравшись, Уилбер спросил отца: «Почему же никто не построит точно такую же машину, но величиной с дом, чтобы летать на ней по всей стране?»

Епископ ответил, что летать люди могут лишь на воздушных шарах. Все остальное — от лукавого. Человек никогда не полетит, как птица, многие пробовали, да ничего у них не вышло… Уилбер предположил, что они, наверное, плохо старались.

— Ну конечно, — отец похлопал его по плечу. — Главное — захотеть. Если будешь стараться, у тебя обязательно получится…

Через тридцать лет, будучи в Париже, Уилбер вспомнил эти слова, когда его самолет медленно кружил над ипподромом французского города Ле-Ман, а внизу стояла толпа — люди завороженно уставились вверх: на их глазах совершалось чудо.

Совсем недавно известный фантаст Герберт Уэллс писал, что человек обязательно полетит и произойдет это не позже, чем через сто лет, — ну, может, через пятьдесят. Двенадцать лет назад насмерть разбился Отто Лилиенталь — создатель планеров, за ним — английский воздухоплаватель Пилчер. Летающий паровоз знаменитого конструктора Хайрема Максима, махина высотой в шесть и длиной в десять метров, оторвался от земли на три сантиметра и тут же рухнул. Фиаско терпели известные всему миру ученые — их аппаратам порой удавалось взлететь, но удержаться в воздухе они не могли.

Самолет Райта делал повороты, снижался и снова поднимался вверх, он был в воздухе уже полчаса — невероятный, немыслимый срок, и стоявший в толпе председатель французского аэроклуба Эрнест Арчдикон чувствовал, как его щеки заливает краска.

Орвилл и его друг детства Эдвин Х. Сайнс проводили в магазине по продажам велосипедов круглые сутки, мало кто знал, что их настоящее хобби — это самолеты

Он долго не хотел верить известиям из Америки, говорил, что не окончившие даже средней школы недоучки Райт не могут создать летающую машину — это блеф, шарлатаны просто хотят денег… Аэроплан наклонился и плавно пошел на посадку. Толпа взревела — Уилбер Райт приземлился на ипподром мировой знаменитостью. К нему бежали люди — все хотели дотронуться до крыла или хвостового киля чудо-машины, глаза слепили вспышки фотоаппаратов. А старый воздухоплаватель Арчдикон чувствовал себя обманутым: он столько лет ждал этого великого момента, а произошло все на удивление буднично: собранный из жердочек аппарат, похожий на этажерку, пилот в потертом пиджаке и старой кепке… Старик повернулся и пошел к своему автомобилю — он не так представлял свою мечту, и ему не хотелось видеть Уилбера Райта.

Зато пассажирка мягкого вагона поезда «Дувр—Париж» только о нем и думала.

Комментарии

Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или