Юрий Шлыков: «Когда подал Любимову заявление об уходе, ор стоял, наверное, неделю...»

Разговор с Кирой Муратовой перевернул мою жизнь. Я ушел из Театра на Таганке. Понял, что если при...
Елена Ланкина
|
14 октября 2023
Северия Янушаускайте и Юрий Шлыков
Северия Янушаускайте и Юрий Шлыков в сериале «Кровавая барыня», 2017 год
Фото: кинокомпания «Русское»

Вот что значит судьба. Кира была права. В жизни случаются разные периоды, и мы должны их пройти. Кто мог подумать, что Муратова вернется в кино и снимет еще столько фильмов? Или что Юрий Петрович вдруг отнесется ко мне с таким вниманием и уважением?

Об этом, по большому счету, и наша история. У каждого своя судьба, и ее надо ценить. Не злиться: да что же это такое? А ждать, когда она повернется к тебе своим светлым ликом. Так не бывает, чтобы все и всегда было плохо.

— Как вы пережили девяностые?

— Я играл в театре и снимался, может быть, в не очень хороших картинах и получал не так много, но нам хватало. Для нас с Наташей быт никогда не был определяющим. Ну, подумаешь, отдыхали не на курорте, а в деревне, зато встретили замечательного священника отца Сильвестра, с которым было очень интересно общаться. Крыша в доме текла — ничего, я покрыл ее шифером. Если слишком серьезно относиться к бытовым условиям, жизни никогда не будет, потому что проблемы всегда найдутся.

— Ваша жена пожертвовала актерской карьерой ради семьи?

— На какое-то время. Но это было естественно при наличии двух дочерей. Кстати, когда преподаешь в институте и берешь под свое крыло чужих детей, тоже выпадаешь из профессии. Совместить педагогику с театром и кино очень трудно. Со временем мы с Наташей стали преподавать вместе, вдвоем вели курс в Щукинском.

— Вы считались строгим педагогом!

— Да не был я строгим! Все время шутил со студентами, играл. Ребята ведь устают от творчества, и нужно будоражить их, создавать радостную атмосферу. Педагог в этом смысле массовик-затейник. Помню, однажды объявил: «В аудиторию позже меня можно войти только при одном условии — рассказать о такой причине опоздания, которая не повторяет то, что уже говорилось раньше или кем-то еще». Все с ума посходили. Что еще можно придумать? Болел зуб, нога, спина, кран протек, соседи залили. Вообще, у меня почти не было проблем с дисциплиной. Ребята сами просили заниматься больше и редко опаздывали.

Студента нужно все время подбадривать: ты же это можешь! Посмотри, как здорово у тебя получается! Тогда он будет хотеть учиться. Педагог должен уметь увлечь своим предметом.

— Вы вырастили много хороших артистов. С кем-то поддерживаете отношения?

— Почти со всеми. С Леней Бичевиным мы играем в одном театре. Вообще, учеба в театральном вузе это возможность не только получить профессию, но и обзавестись хорошими друзьями и красиво прожить юность.

— Сколько курсов вы выпустили?

— Три.

— Больше не преподаете в Щукинском?

— Нет. Не приглашают. Видимо, для нынешних целей нужны другие педагоги. У нас же в основном платное образование, а я бы вел только бюджет. По моему глубокому убеждению, вырастить творческую элиту можно только на бесплатной основе, собирая талантливых ребят со всей России.

Сейчас требования к артистам достаточно низкие. В нынешнем кино, во всяком случае, может сниматься любой прохожий. А в таком фильме, как, скажем, «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова, прохожий сыграть бы не смог, для него потребовались такие мастера, как Юра Богатырев, Олег Табаков, Елена Соловей и Андрей Попов. Раньше в нашей профессии имело значение мастерство, а сейчас медийность. Важно засветиться, быть узнаваемым. Из-за того, что продюсер прежде всего хочет отбить вложенные деньги, кино превращается в этакий фастфуд. Люди бездумно его поглощают и не запоминают ни названий фильмов, ни артистов.

— Вы снимаетесь?

— Да. Без работы артист не может, он должен где-то тренироваться. Но я всегда все разбираю, читаю, мучаюсь.

— Тяжело с нынешними режиссерами?

— С кем-то легко, с кем-то нет. Хуже всего, когда за режиссера неловко. Сидишь и думаешь: «Боже мой! Что он несет!» И только киваешь в ответ.

— Что бы вы сказали мальчикам и девочкам, поступающим в театральный?

— Оберегайте свою мечту и верьте в себя.

— Не стали бы их отговаривать?

— Никогда. Я отговариваю их родителей. Те часто спрашивают, стоит ли поступать сыну или дочери, и я отвечаю — нет.

— Знакомые просят: Юра, посмотри?

— Неважно, знакомые, чужие. Дело не в этом. Как только родитель задает этот вопрос, значит, он хочет, чтобы ребенок был артистом. Иначе вопрос бы не возник. А что думает сам ребенок?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Финансовый щит: реальные истории россиян, которых страховка спасла от потери жилья
Собственная квартира или дом — пожалуй, главная мечта для многих. Кто-то копит на жилье для обеспечения комфортного будущего своих детей, кто-то — для достойной старости родителей, а кто-то — для себя. Зачастую жилье покупается в ипотеку. В таком случае важно чувствовать себя защищенным на годы вперед. Один из самых надежных способов подстраховаться — полис страхования жизни и здоровья. Он становится финансовым щитом на весь срок кредита.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая