Юрий Шлыков: «Когда подал Любимову заявление об уходе, ор стоял, наверное, неделю...»

Разговор с Кирой Муратовой перевернул мою жизнь. Я ушел из Театра на Таганке. Понял, что если при...
Елена Ланкина
|
14 октября 2023
Юрий Шлыков
Юрий Шлыков в роли Ленина в фильме «Николай Подвойский», 1987 год
Фото: из архива Ю. Шлыкова

В Театре на Таганке были густонаселенные спектакли, работы хватало на всех, неважно, в эпизоде или массовке, ты все равно был занят. Через какое-то время мне стало маловато эпизодов и вторых составов, захотелось попасть в первый, но конкурировать с «элитой» Таганки было нереально. Главные роли играли 10—15 человек. Высоцкий вообще был вне конкуренции. Хватало и других популярных артистов.

— Вы с кем-нибудь подружились?

— Я общался и с Юрой Беляевым, и с Леней Ярмольником, и с Веней Смеховым. Такой дружбы-дружбы не было, но для меня это, безусловно, очень близкие люди. И с Леней Филатовым мы были в приятельских отношениях, и с Ваней Дыховичным, и с Сашей Пороховщиковым. На Таганке все общались. А как могло быть иначе, если артисты сутками сидели в театре? По воскресеньям играли три спектакля — в двенадцать, девятнадцать и двадцать два часа. Самое сильное впечатление у меня на всю жизнь осталось от Высоцкого в роли Хлопуши в спектакле «Пугачев». Никогда не забуду его монолог. Это было особое исполнение, и не поэтическое, и не актерское, а какое-то личностное, за которым чувствовался человек огромного масштаба. Вообще, Таганка была театром поэтическим, плакатным, не бытовым. И, наверное, Высоцкий был так нужен и дорог Любимову, потому что был поэтом.

Однажды я приехал в Ленинград на кинопробы и на «Ленфильме» встретил Киру Муратову. После скандала на Одесской киностудии она там нашла пристанище. Кира снимала комнату недалеко от студии и пригласила меня к себе на чай. Мы симпатизировали друг другу и много лет переписывались. Кроме меня, в таком количестве картин Муратовой снималась, наверное, только Нина Русланова. Так вот, за чаем я стал рассказывать о своей неудовлетворенности жизнью и профессией, мол, никто меня не понимает, не ценит, судьба не складывается. Кира внимательно слушала, как тогда, в нашу первую встречу, когда я рассказывал о Лермонтове. А потом сказала: «Никогда не думала, Юра, что у тебя такая детская философия. Почему ты считаешь, что твоя судьба должна быть иной? Она такая, какая есть, и ты должен ее прожить и ценить. Никогда не оглядывайся на других и не думай, что они счастливее. Это только кажется. Художник вообще всегда одинок, если он художник».

У Муратовой был девиз: «Художник свободен и одинок».

Я тогда обиделся. Уже гораздо позже понял, что Кира права. Твоя судьба — это твоя судьба. Если ты будешь на кого-то оглядываться, то все время будешь мучиться и не проживешь свою жизнь. Муратовой в этом смысле досталось гораздо больше, чем мне, ей пришлось пережить нищету, безработицу, потерю дочери. К бытовым проблемам она относилась философски. Они для нее мало что значили. А вот отсутствие возможности заниматься творчеством было настоящей катастрофой, как для всякого истинного художника.

Разговор с Кирой Муратовой перевернул мою жизнь. Я ушел из Театра на Таганке. Понял, что если при виде меня не загорается глаз у Юрия Петровича Любимова, бессмысленно чего-то ждать, на что-то надеяться, и решил, что моя карьера театрального артиста закончена.

— Как? Вообще?

— Если на Таганке она не сложилась, куда еще идти? В принципе, многие выпускники «Щуки» работали в Театре Вахтангова. Но в те времена в нем царили Ульянов, Лановой, Шалевич, Борисова и другие великие. На них строился репертуар. И он был не для такого субтильного юноши, как я. Корифеи, впрочем, были еще достаточно молоды.

— Ушли мирно или со скандалом?

— После того как я передал Юрию Петровичу заявление об уходе из Театра на Таганке, ор, наверное, стоял еще неделю: «Да кто он такой, этот Шлыков, чтобы подсовывать мне какие-то бумажки! Да что он себе позволяет!» Любимов был очень ревнив. Почему он так долго смотрел артистов? Потому что коллекционировал их. У Юрия Петровича была не труппа, а коллекция, в которой были представлены все индивидуальности, составлявшие его режиссерскую палитру.

Я понимал, что Любимов меня никогда не простит, но мне было все равно. Я уже изменился и решил всецело заняться педагогикой. К этому в каком-то смысле был причастен... Анатолий Васильевич Эфрос. Мы тогда с моим приятелем поставили спектакль в Щукинском. Однажды я делал какие-то замечания студентам и увидел, что они куда-то смотрят через мою голову. Повернулся и увидел в дверях Эфроса. Тот сказал: «Мне спектакль понравился. Вы очень верно делаете замечания, очень хорошо анализируете. Спасибо». И ушел. Потом не раз ко мне подходил. Это было приятно.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Финансовый щит: реальные истории россиян, которых страховка спасла от потери жилья
Собственная квартира или дом — пожалуй, главная мечта для многих. Кто-то копит на жилье для обеспечения комфортного будущего своих детей, кто-то — для достойной старости родителей, а кто-то — для себя. Зачастую жилье покупается в ипотеку. В таком случае важно чувствовать себя защищенным на годы вперед. Один из самых надежных способов подстраховаться — полис страхования жизни и здоровья. Он становится финансовым щитом на весь срок кредита.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая