Юрий Шлыков: «Когда подал Любимову заявление об уходе, ор стоял, наверное, неделю...»

Разговор с Кирой Муратовой перевернул мою жизнь. Я ушел из Театра на Таганке. Понял, что если при...
Елена Ланкина
|
14 октября 2023
Юрий Шлыков
«Борис Бабочкин навсегда остался для всех Чапаевым, Александр Демьяненко — Шуриком, Сережа Проханов — «усатым нянем», а я — Лосевым. Хотя сыграл в кино больше ста ролей». Юрий Шлыков в фильме «Инспектор Лосев», 1982 год
Фото: из архива Ю. Шлыкова

— Наверное, фильм был бы безумно красивым, ведь, если не ошибаюсь, художником на нем работал Рустам Хамдамов?

— Да, которого я сначала принял за парикмахера. Ну, представьте. Сижу на гриме, и тут подходит какой-то худенький восточный человек и ножницами — цык, отстригает мне прядку волос, потом еще. Что я должен был о нем подумать? Парикмахер. Потом, кстати, выяснилось, что Рустам делал не только потрясающие костюмы, но и прически.

Спросил Киру, что это за парень. Она: «Замечательный художник Рустам Хамдамов». Мы не раз пересекались у Киры дома. Рустам жил в ее квартирке в хрущевке на Пролетарском бульваре. Постоянно рисовал какие-то лица, головки. Однажды я похвалил его рисунок:

— Старик, у тебя неплохо получается.

— Могу подарить.

— Да зачем?

Сейчас работы Хамдамова стоят огромных денег.

Как-то вечером шли с ним по Одессе, и вдруг этот и без того субтильный человек скукожился, как осенний лист, и сделался белого цвета: «Уходим отсюда, уходим, уходим». Я перехватил его взгляд и увидел какую-то киногруппу. Позже узнал, что Никита Михалков снимал в то время в Одессе «Рабу любви», а первым фильм о Вере Холодной начал делать Рустам. У него эту картину отобрали и закрыли. Никогда не забуду, как Рустам еле живой шел рядом со мной, а я боялся, что он сейчас рухнет и умрет на моих глазах. Киру Муратову тоже пытались уничтожить, отлучить от кино.

— С кем еще вы познакомились в Одессе?

— У Киры довольно часто собирались потрясающие компании, в которых бывали Владимир Семенович Высоцкий, Марина Влади, Слава Говорухин, Рустам Хамдамов, Нина Русланова и другие замечательные люди. Шутки, разговоры и песни звучали до утра. Кто-то располагался на полу, кто-то на стульях, но всем было хорошо.

— Вы же снимались у Говорухина в фильме «Ветер «Надежды»?

— Да, но там самое лучшее, наверное, песни Высоцкого. Съемки, конечно, красивые. По сюжету курсанты морских училищ плывут на учебном паруснике в Австралию для участия в международной парусной регате, переживая разные приключения и спасая экспедицию вулканологов. Я играл одного из курсантов.

— Сами все делали? Без дублера?

— Да, научился бегать по вантам и стоять на самом краю реи, как настоящий ноковый матрос. Как-то Слава предложил:

— Слушай, а можешь подняться на самый верх мачты, а потом спуститься по тросам, распутать флаг и слезть обратно?

Я легкомысленно ответил:

— Да запросто.

А мачта была высотой 42 метра. То есть, если сорвешься, доктор уже не понадобится.

— Говорухин за вас не боялся?

— Я взял на себя всю ответственность, подписал необходимые бумаги. И вот по вантам взбираюсь на самый верх. Надеваю перчатки, чтобы не содрать руки, берусь за трос, слышу: «Внимание, мотор, начали!» И чувствую, что не могу двинуть ни ногой, ни рукой. Тело не слушается. Снизу в мой адрес несется мат-перемат. Дорогостоящая пленка-то идет!

Кричу: «Я сам скомандую!» И с ужасом понимаю, что обратной дороги нет, опозориться нельзя. Командую «Мотор!» и отталкиваюсь от мачты. Толстый трос покрыт какой-то слизью, передвигаться по нему очень тяжело, скользят руки. Добравшись до реи, кое-как распутываю флаг. Теперь, чтобы спуститься, нужно сделать нырок и поймать трос под реей. Он тоже скользкий, возникает заминка. Мне кричат:

— В чем дело?

Я отвечаю:

— Сейчас! — и думаю: «Господи, спаси и помилуй!»

Подныриваю под рею, хватаюсь за трос и спускаюсь.

Второго дубля не было, повторять трюк я отказался, понимая, что чудом остался жив. Мне что-то говорили, кричали, но звуков я не слышал. Видимо, это был шок.

— Чем вы занялись, когда начальство закрыло картину Муратовой?

— Вернулся в Москву и устроился грузчиком на Дзержинскую плодоовощную базу. А куда деваться? Деньги-то нужны. На базе хорошо платили, то ли пять, то ли десять рублей за ночь, уже не помню, и многие там подрабатывали — и физики, и лирики, и даже кое-кто из криминала. Я продержался недолго. Узнал, что Юрий Петрович Любимов просматривает артистов для пополнения труппы Театра на Таганке, и рванул туда.

Пришел на показ в десять утра, а показался около двенадцати ночи. Любимов долго смотрел. Потом позвал к себе в кабинет и стал рассказывать: «Я сейчас приступаю к спектаклю «Ревизская сказка» по Гоголю. Давид Боровский должен делать декорации, Альфред Шнитке пишет музыку. У меня будет два Гоголя, один высокий — Трофимов, а другой Савченко, маленький». Я не слышал, что он говорил, а только думал, взял он меня или нет. Юрий Петрович это понял: «Да взял я тебя, взял!» От сердца отлегло, и я вообще перестал его слушать.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Финансовый щит: реальные истории россиян, которых страховка спасла от потери жилья
Собственная квартира или дом — пожалуй, главная мечта для многих. Кто-то копит на жилье для обеспечения комфортного будущего своих детей, кто-то — для достойной старости родителей, а кто-то — для себя. Зачастую жилье покупается в ипотеку. В таком случае важно чувствовать себя защищенным на годы вперед. Один из самых надежных способов подстраховаться — полис страхования жизни и здоровья. Он становится финансовым щитом на весь срок кредита.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая