Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке

Актриса Театра на Бронной Вера Майорова-Земская — уникальный свидетель эпохи. Ей довелось работать...
Марина Порк
|
13 октября 2022
Иван Пырьев
«На студии в комнату вошел Пырьев, мы прорепетировали сцену. Не успела я доехать до дома, как позвонили снова: «Приезжайте на примерку костюмов». Режиссер Иван Пырьев, 1969 год
Фото: В. Козлов/РИА Новости

— Что вас особенно сильно впечатлило?

— То, что он задействовал в актерах их нервную структуру без сильных выразительных средств, хотя все буквально клокотало внутри. Так прорабатывал глубину, неоднозначность роли. Знаете, вначале режиссер читает пьесу актерам. Эфрос делал это совершенно монотонно, но с такой внутренней нервной энергией, так мощно, что она попадала в тебя и не отпускала. Если актер хотя бы на двадцать процентов делал то, что он предлагал, считай, становился членом его труппы.

Идет репетиция, мы сидим в комнате, слушаем его, и вроде бы он все разобрал, и уже пора расходиться, а не хочется. Актеры начинают забрасывать Эфроса какими-то глупыми вопросами, лишь бы еще поговорить. Конечно, Гончаров заложил мой актерский фундамент, основу, а Эфрос продлил творческую жизнь. Два разных режиссера соединились. Эфрос говорил: «Актриса должна быть как ртуть, уметь мгновенно переключаться», я это запомнила, это сидит у меня в подкорке.

Мы репетировали «Брата Алешу», Ольге Яковлевой досталась роль Лизы, мне — старшей дочки, практически без слов. У Дурова был большой монолог, во время которого я просто молча стояла и слушала, потом отходила за кулисы. Лева смотрел на меня, я на него, и этот диалог при помощи одних взглядов, это метание глаз дорогого стоило.

Когда Анатолий Васильевич дал мне совсем небольшую роль поэтессы в постановке «Лето и дым», я всегда шла на спектакль, как будто играла леди Макбет. Если ты занят в постановке, наполненной смыслом, неважно, какую по объему роль играешь, это априори достойная работа.

— О том, как против Эфроса плел интриги директор Коган, который в конце концов выжил Анатолия Васильевича из театра, подробно написала Ольга Яковлева в книге мемуаров «Если бы знать...».

— В театре состоялось собрание, на котором я не присутствовала, ездила к мужу-дипломату в Финляндию. Там против Анатолия Васильевича выступили его актеры, написавшие целое письмо. Помню, когда вернулась, сидели в буфете с Ольгой и Эфросом. Он хотел уйти из театра, мы стали уговаривать его остаться. А он говорит: «Работать с ними не смогу». Его огорчило даже не столько само письмо, сколько кто его подписал.

— Как в той ситуации повел себя главный режиссер Театра на Малой Бронной Дунаев?

— Поддерживал Эфроса. Он был мудрым человеком, потому что оставаться главным режиссером при Эфросе было очень сложно. Театр на Малой Бронной в основном связывали с именем Анатолия Васильевича, зрители шли на Эфроса, критики писали о его спектаклях, их возили на гастроли, они шли с огромным успехом. Эфрос ставил щемящие сердце спектакли, Дунаев был адептом реалистического театра, его постановки тоже были очень хорошими, я играла и в «Трибунале», и в «Не от мира сего». Но Александр Леонидович понимал значение Эфроса для театральной истории, хотя его режиссерское самолюбие никто не отменял. Тем не менее он нередко сидел на репетициях у Эфроса. Понимаете, творческим людям страшно вредит гордыня, которая вообще считается большим грехом. Даже великим надо все время учиться, как только остановишься — все, тебе конец. И Дунаев не считал зазорным учиться у Эфроса, черпать на его репетициях что-то для себя. Талантливые и посредственные девочки и мальчики оканчивают театральный институт. Одни попадают в нормальный театр, к нормальному режиссеру, другие — к выдающемуся режиссеру. И этот посредственный у хорошего режиссера становится хорошим артистом, а талантливый человек у обычного режиссера так и играет по своей интуиции, не развиваясь. Вот почему надо постоянно учиться.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Обратный отсчет: когда в России окончательно отключат YouTube
В условиях усиления контроля за информационным пространством власти РФ готовятся к полному ограничению доступа к одной из самых популярных в мире видеоплатформ — YouTube. Об этом рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая