Людмила Максакова: «Ходили слухи, что я — дочь Сталина»

Незадолго до моего рождения мама была на гастролях в Латвии. После спектакля к ней за кулисы пришел...
Ирина Зайчик
|
13 Марта 2021
Мама Людмилы Максаковой (в центре), ее муж Яков Христофорович Давтян и его сестра
Моя мама (в центре), ее муж Яков Христофорович Давтян и его сестра
Фото: из архива Л. Максаковой

Однажды я принесла домой ржавый перочинный ножичек. Тетя Соня, помню, увидев мою находку, села в прихожей и зарыдала: «Неужели ты взяла чужую вещь без спросу?! Это значит, ты его украла! Немедленно отнеси нож обратно». Я, обливаясь слезами, чувствуя себя преступницей, послушно отнесла ножик во двор, где его и нашла.

Каждый день мне выдавали деньги на лимонад и булочку. Я честно тратила их в школьном буфете, не смея, как другие дети, ослушаться. Когда выросла, у нас с мамой отношения строились по такому принципу: если мне нужны были деньги, брала у нее в долг. Мама зарабатывала с девяти лет и хотела меня приучить к самостоятельности.

А еще я с детства жила в атмосфере Тайны. От меня что-то скрывали, что-то недоговаривали. Видимо, это «нечто» было опасно не только для мамы, но и для меня... Главная тайна ее жизни была связана с 1937 годом, когда судьба занесла над ней свой дамоклов меч...

— А почему Марии Петровне пришлось зарабатывать с детства?

— Когда умер мой дед, работавший в астраханском пароходстве, его двадцатисемилетняя жена оказалась без денег с шестью ребятишками на руках. Жили в крайней нужде, с благодарностью принимали помощь друзей и родственников. Мама росла отчаянной девчонкой, не раз ломала руки-ноги и даже однажды тонула в проруби. Но в девять лет детство Маруси закончилось: чтобы помочь семье, она записалась в церковный хор. И принесла домой первый гонорар — десять копеек. Удивительно, что ребенок так рано ощутил свою ответственность перед семьей! Потом мама сама выучила ноты и поступила в музыкальное училище. В семнадцать ее приняли в местную оперу, поручив петь Ольгу в «Евгении Онегине».

В начале двадцатых годов в Астрахань приехал известный в России баритон Максимилиан Карлович Максаков. Знаменитый антрепренер, человек искусства, очень яркая и талантливая личность, он стал педагогом Маруси Сидоровой и перевернул ее жизнь. Сумел разглядеть в семнадцатилетней девочке будущую знаменитость. Вскоре Максимилиан Карлович предложил ученице выйти за него замуж, сказав: «Я сделаю из тебя настоящую певицу». «Пигмалион» выполнил обещание и подарил России свою «Галатею» — великую певицу Марию Максакову*. Он был старше мамы на тридцать три года, но ни одного дня она не жалела о тех пятнадцати годах, которые прожила рядом с ним...

Они переехали в Москву и сняли комнату в коммунальной квартире на Дмитровке. Жизнь молоденькой жены муж превратил в сплошную работу. Днем — постоянные домашние занятия и слезы, вечером — спектакль, а поздно ночью — нагоняй и снова слезы. В Большом театре маме в двадцать один год доверили петь в «Аиде» партию Амнерис — больше некем было заменить часто болевшую приму Обухову. Не по-оперному стройная молодая дебютантка обматывала себя под платьем полотенцем.

Кстати, с Максаковым была связана одна из тайн мамы. Однажды, заглянув в его паспорт, она с ужасом обнаружила, что ее муж на самом деле австрийский подданный Макс Шварц. Ночью мама сожгла этот паспорт в печке.

Максимилиан Карлович к старости стал глуховат и придирчив. И ни разу, как бы он себя ни чувствовал, не пропустил спектакль жены. За кулисами гремел его голос «Мура! Сегодня ты плохо пела!», а потом он принимался отчитывать дирижера Мелик-Пашаева: «У вас, уважаемый Александр Шамильевич, сегодня была не «Кармен», а какие-то кислые щи!» Разумеется, это не способствовало хорошим отношениям певицы и дирижера. Даже когда мама стала известной, Максаков продолжал занятия — часами сидел за фортепиано, в который раз заставляя ее петь: «У любви, как у пташки, крылья...» «Мура, еще раз начни все снова» — и прима Большого безропотно слушалась.

— А почему Мария Петровна так испугалась иностранного паспорта?

— Царил страх! Иностранец — шпион, враг народа! Никогда не забуду рассказ мамы о том, как однажды ей очень понравилась шляпка.

— Какая чудесная шляпка! — восхитилась она.

— Это из Парижа! — похвасталась шляпница.

В Москве в то время такая вещь была большой редкостью, и мама всю ночь не спала: «Не дай бог узнают, что я шляпку похвалила!»

В то время процветали доносы, можно представить, как бы он выглядел: «Товарищ Максакова предпочитает заграничные вещи...» В таком аду она и жила. Наверное, поэтому мама с головой уходила в искусство, как в виртуальный мир, и жила в этой сказке.

О смерти Максакова ей сообщили во время вечернего представления «Царской невесты». Она допела спектакль до конца и уехала домой, когда опустили занавес. У меня до сих пор сохранился отрывной листок календаря, где маминой рукой написано: «Умер мой дорогой...» Она никогда не забывала Максакова и где бы ни выступала, на гримировальном столике стоял его портрет. Жизнь мамы после смерти мужа и учителя превратилась в сплошную трагедию. Первая беда постучалась к ней в дверь в 1937 году...

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая