Сергей Виноградов. Когда больно

В театре служила старенькая костюмерша Зинаида Ниловна, она знала Костю с рождения, всю жизнь...
Марина Порк
|
11 Февраля 2021
Сергей Виноградов, Эрик Курмангалиев, Сергей Маковецкий
Эрик Курмангалиев, Сергей Маковецкий и я в спектакле «М. Баттерфляй»
Фото: из архива С. Виноградова

Зинаида Ниловна, которой уже давно нет в живых, стала моим ангелом-хранителем. Костя с тех пор пристально за мной следил, и как закончился сезон, позвонил. Я сошел с ума, собрал все кассеты, все записи спектакля, провел месяц за подготовкой.

В начале нового сезона проходили гастроли в Санкт-Петербурге, меня вызвали в номер к Райкину. Он сидит в халате, спрашивает: «Ну, ты хоть текст-то выучил?» А я начал работать, что называется, с полным погружением. Он обалдел. Проиграли с ним нашу сцену, Райкин блистал в роли Соланж. На прощание сказал: «Завтра встречаемся на репетиции».

Несколько раз я репетировал с Валей Гнеушевым, который отвечал за пластику, неоднажды — с Аллой Сигаловой, ставившей танцы в первом варианте. Сколько-то часов провел с Костей Райкиным. Но девяносто восемь процентов работы сделал сам.

Через месяц мы с успехом сыграли «Служанок» в Москве. Никто не заметил разницы, потому что даже Колю Добрынина в то время никто не знал. А я получил возможность изучать алхимию Виктюка изнутри, играя одну из главных ролей в его великом спектакле. Правда тогда его еще не называли великим, но Москва на «Служанок» валом валила.

Мы повезли постановку на международные фестивали в Венесуэлу, Колумбию, Англию, Норвегию. В течение сезона 1989—1990 годов все происходило без вмешательства Виктюка. А в конце сезона художник «Служанок» Алла Коженкова, которая дружила с Романом Григорьевичем, попросила его: «Ты бы пришел посмотреть на Виноградова». Но конфликт между ним и Райкиным был настолько серьезным, что Виктюк больше ни разу не переступил порог «Сатирикона» и не общался с Костей всю жизнь.

Правда в один прекрасный день в нашей квартире зазвонил телефон. Мама сняла трубку:

— Вас слушают.

На другом конце провода спросили:

— А талант уже проснулся?

Она даже не сразу поняла, о ком речь. Это было в духе Романа Григорьевича.

Мы встретились на следующий день в Театре Вахтангова, Виктюк что-то там ставил. Он объявил перерыв, взял меня под ручку, и мы стали прогуливаться между рядами, двадцать метров в одну сторону, двадцать в другую. Делал он это из какой-то робости, застенчивости.

Из-за этой же застенчивости позже начал носить темные очки, потому что в них чувствовал себя в большей безопасности. У него было прекрасное зрение, но он собрал коллекцию очков, которой мог позавидовать Элтон Джон. Когда мы познакомились, Виктюк еще их не носил, но ходил под ручку, чтобы не смотреть в глаза собеседнику.

В двух словах Роман Григорьевич сообщил мне, что собирается ставить спектакль «М. Баттерфляй». Спросил:

— Не согласишься ли ты у меня сыграть?

Я ответил:

— Конечно.

На следующий день мы встретились в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Он репетировал там спектакль поздним вечером.

Виктюк в те годы ставил параллельно три или четыре спектакля. И даже проделывал такие вещи: объявляет перерыв на двадцать минут, оставляет на спинке кресла пиджак. Проходит время. Спрашивают:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 16
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог