В надежде на то, что я не соглашусь, мне предложили: «Вот если бы у тебя получилось вписаться в эти условия, мы бы разрешили постановку».
Я взял тайм-аут и через неделю принес им «Коллекционера». Все условия были соблюдены: пьеса не ставилась в России, я предложил утвердить на роли Олега Исаева и Люду Погорелову, ведущих артистов Театра Виктюка, которых Рома привез с собой из Киева.
То есть они надеялись, что я откажусь, и поставили меня в нереальные условия. А я изловчился и нашел пьесу. Нет, изловчился — неправильное слово, я очень давно болел этим произведением. Для меня предложенные условия оказались счастливым стечением обстоятельств, судьбой.
Начали репетировать и через несколько месяцев, в 1993 году, с большим успехом сыграли спектакль в Москве. А потом поехали на гастроли в Ригу вместе со спектаклем Виктюка «Рогатка». На афише наши фамилии стояли рядом.
Роман Григорьевич тогда ставил что-то в Италии, премьеру не видел. Но ему донесли, что главная рижская газета вышла с заголовком, что не Виктюк, а Виноградов потряс Ригу своим спектаклем.
Осенью Рома вернулся и все-таки пришел на постановку. Это был поступок! Вышел вместе с нами на поклоны, обнял. Он сказал тогда о «Коллекционере» замечательную фразу, которую я пронес через всю жизнь: «Я подписываюсь под всеми его ошибками». Очень теплые и благородные слова отца о сыне, я так это воспринял.
Из городов пошли заявки на «Коллекционера», антрепренеры не хотели видеть трусы из «Полонеза Огинского». Нас пригласили в Санкт-Петербург в ДК Горького, предложили сыграть четыре спектакля подряд, все билеты были проданы. А в зале — две тысячи двести мест!
Этого Рома пережить не смог и запретил Люде и Олегу играть в моей постановке в надежде, что она развалится. Но я опять выстоял, стал сам играть главную роль, нашел замечательную артистку Аллу Ларину на женскую роль.
На афише, как и прежде, стояло: художественный руководитель — Роман Виктюк, режиссер — Сергей Виноградов. Но и это не спасало. Рома не смог пережить, что его не зовут на гастроли с новыми спектаклями, а мы объездили за сезон пятьдесят городов страны! Причем крупные — Новосибирск, Владивосток, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Новгород...
В результате мы расстались. Последней каплей стало интервью, которое Виктюк дал «МК». На вопрос о «Коллекционере» он сказал: «Мы не играли этот спектакль в нашем театре».
— В это время и появилась «Театральная компания Сергея Виноградова»?
— Чуть позже. Следующим пунктом назначения для меня стал МТЮЗ, где я поставил «Пену дней», потом Театр Луны, в котором с Димой Певцовым и Толей Ромашиным в 1997 году играл в «Ночь нежна». Этот культовый спектакль идет до сих пор, уже двадцать четыре года! Такое знамя Театра Луны.
Через полгода я показал Проханову заявку на спектакль «Машенька» по Набокову. Хорошая постановка, поэтому-то Проханов от нее и отказался — такая у меня планида. И мне не оставалось другого выхода, как открыть осенью 1997-го «Театральную компанию Сергея Виноградова». Я понял, что если хочешь что-то сделать от души, делай в своей компании. Сколь бы это ни было тяжело и проблемно.