Сергей Виноградов. Когда больно

В театре служила старенькая костюмерша Зинаида Ниловна, она знала Костю с рождения, всю жизнь...
Марина Порк
|
11 Февраля 2021
Сергей Виноградов
Грим, костюм, прическа для спектакля «Служанки», где я играл Мадам, занимали несколько часов
Фото: из архива С. Виноградова
Сергей Виноградов
Константин Райкин блистал в спектакле Романа Виктюка в роли Соланж
Фото: Д. Донской/РИА Новости

К нам пришел ректор Владимир Абрамович Этуш и сказал: «Сейчас демократия, пришли другие времена, предлагаем вам на выбор трех человек, которые могут руководить вашим курсом». Помню, как взяли шапку и каждый бросал туда скрученную в трубочку бумажку с фамилией педагога. Победил тот, за которого я не голосовал. Вместо шести положенных дипломных спектаклей нам успели поставить только три. Смена худрука на третьем курсе — форс-мажор. Это отложило печать на судьбе моего курса.

Но я не ропщу, потому что случилось чудо: Этуш позвал в Щукинское училище своего знакомого — Сергея Юрьевича Юрского. Так сложилось, что в училище до него могли преподавать только щукинцы. Юрский был чужаком, к тому же питерским, хотя тогда уже работал в Театре Моссовета. Для него сделали исключение.

Сергей Юрьевич принес тяжелейшую пьесу «Дантон» Ромена Роллана, которую никогда не ставили в Советской стране. Очень интересная получилась затея. Тогда же открыли Михаила Чехова, напечатали двухтомник, все сходили по нему с ума, Юрский в том числе. Он пытался применить теорию и практику Михаила Чехова в постановке этого спектакля.

Дантон — герой Великой французской революции. Другие персонажи пьесы — Робеспьер, Демулен, вся верхушка. Разговоры только про французскую революцию, никакой психологии, никаких личных историй там нет принципиально. Нам пришлось это осваивать. Я играл Демулена. Мы умудрились донести не революционные лозунги, а сыграть людей, попробовали найти что-то человеческое в их судьбах.

Много лет спустя я столкнулся с Сергеем Юрьевичем как с коллегой по Театру Моссовета. Оказалось, он следил за тем, как развивается моя карьера. Когда я поставил несколько спектаклей в Томске, Юрский, приехавший на гастроли, очень удивился, что я там работаю, остался и посмотрел их.

Он, мой главный учитель в «Щуке», оставался столь же жестким и бескомпромиссным педагогом до конца своих дней. К примеру при фантастическом успехе нашей «Вассы» с Валентиной Талызиной три года назад категорически не принял этот спектакль. Народ сходил с ума, а он принципиально был против моего решения. Даже пытался сделать так, чтобы постановку сняли с репертуара, — таким он был человеком. Оказалось, Юрский всю жизнь хотел поставить эту пьесу и у него было совершенно другое видение. Мое ему показалось необычным, острым. Он не смог его принять.

Сергей Юрьевич был на сто процентов творческим человеком, самое феноменальное, что свой последний спектакль «Reception» в Театре Моссовета он поставил про пандемию за два года до пандемии на нашей планете. Это история о том, как вводят карантин и в отдельно взятом отеле закрывают людей.

Помню, я подошел с его книжкой «Кто держит паузу» и попросил: «Сергей Юрьевич, напишите мне что-нибудь про нашего Камиля Демулена». И он написал мне хорошие слова. А через полгода его не стало...

Но вернусь в студенческие годы. Новым худруком курса стал Юрий Андреевич Стромов, знаменитый старый артист Театра Пушкина. Он приходил к нам с высоко поднятой головой и рассказывал про Таирова и Коонен, Стромов их застал. Но мы, как я уже говорил, смогли выпустить всего три спектакля.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 16
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог