Дмитрий Бозин. Уроки волшебства

Я принял решение уйти сразу из трех театров. Тогда мне позвонил Роман Григорьевич и спросил: «Чего...
Павел Соседов
|
11 Ноября 2021
Дмитрий Бозин с Романом Виктюком
С Романом Виктюком на поклонах после спектакля «Саломея»
Фото: ТАТЬЯНА ЧИЧЕНКОВА/ИЗ АРХИВА Д. БОЗИНА

В «Антонио фон Эльбе» Елена Васильевна, конечно же, пела, и это было незабываемо. Именно для нас она исполнила балладу Курта Вайля «Я не люблю тебя». Впоследствии эта композиция стала гимном Виктюка и неким символом нашего театра. Фонограмма этой песни, записанная Образцовой, использовалась во многих наших спектаклях. А в конце жизни Романа Григорьевича эта песня, наравне с Je suis malade Далиды, звучала для него как гимн прощания.

Помимо гастролей в теплые страны нередко у нас случались выезды и по матушке-России. Мне запомнилась такая картина: заснеженная сибирская деревня, деревянные срубы, старинная-старинная церковь... Детишки в полушубках и ушанках на деревяшках с полозьями от старых коньков катаются по замерзшему зеркалу реки, отталкиваясь ото льда деревянными чурбачками. А над всем этим на высоком берегу стоит Елена Васильевна в огромной шубе, закутанная в шаль, и взирает будто на свои владения... Я чувствовал, что на машине времени перелетел в Древнюю Русь и передо мной стоит настоящая боярыня. Было очень красиво, спокойно и счастливо. Мы катались на каких-то шкурах с горы...

И Елена Васильевна, и Алиса Бруновна никогда толком не знали текста роли. Поэтому рядом с ними всегда нужно было быть начеку. Образцова, как я уже говорил, забывая текст, виртуозно импровизировала. Еще перед спектаклем она обклеивала первыми строчками своих монологов все части декораций, скрытые от глаз зрителей. И так на любой сцене мира. Рассказывают, что ее знаменитые оперные партнеры, выходя на репетицию, сразу по декорациям определяли: «О, сегодня поет Образцова!»

Алиса Бруновна блистательно обыгрывала паузы, во время которых вспоминала текст. Этот процесс был возведен в удивительную партитуру — из зала это выглядело так: «Я не знаю, что тебе на это сказать... — как бы обращалась ко мне актриса, не произнося ни слова. — Ну как тебе, несмышленышу, это объяснить? Понимаешь...» — говорили ее глаза и руки. Эти паузы казались вечными. Но такими они казались лишь партнеру, зрители были уверены, что так оно все и задумано режиссером. Вот такая органика.

Когда Виктюк приступил к репетициям спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», Елена Васильевна Образцова, знакомая с гениальным танцовщиком лично, консультировала меня. Много вспоминала о его взрывном темпераменте. Также Образцова подарила мне уникальное наблюдение — рассказала, что Рудольф имел привычку укачивать свою ногу, заключив ее в объятия, как маленького ребенка. Я, конечно, «забрал» этот жест в спектакль. «Нездешний сад» мы выпускали в год, объявленный годом Рудольфа Нуреева. В Москве проходили конференции, посвященные его творчеству, к нам приезжали мировые звезды, работавшие с великим танцовщиком. С некоторыми из них я встречался, и они рассказывали о нюансах поведения Нуреева, о его психологических особенностях. Например на некоторых хроникальных кадрах и даже в сценических фантазиях Нуреева можно увидеть жест вонзающегося в экран или в кого-то за кадром пальца. Значение этого жеста объяснил мне друг Рудольфа — танцовщик Шарль Жюд. Оказывается, если Нуреев замечал где-либо папарацци, пытающегося его исподтишка сфотографировать, он сразу же вонзал в него палец, на расстоянии давая понять, что видит шпиона. Дело в том, что в жизни повседневной, бытовой, вне камер, Нуреев сутулился и всячески старался не выделяться — существовал в режиме энергосбережения. Его театральное, порой эпатажное поведение было частью его имиджа и демонстрировалось лишь в соответствующем обществе. И таких подробностей о великом артисте, которые мне пригодились в работе над спектаклем, я узнал очень много.

Спектакль о Рудольфе Нурееве дал мне очень интересный ключ к пониманию того, как разные зрители воспринимают одно и то же. Мы с ним много гастролировали, и вот какое наблюдение я сделал. Люди, которые никогда не видели Нуреева в жизни, после спектакля говорили или писали о том, что актеры на сцене, конечно, стараются, но не могут приблизиться к образу столь великой личности. Те же, кто знали Нуреева лично: учились с ним в Ленинграде или работали в разных странах мира — после спектакля приходили за кулисы в слезах и говорили, что на сцене сегодня был Руди.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая