Дмитрий Бозин. Уроки волшебства

Я принял решение уйти сразу из трех театров. Тогда мне позвонил Роман Григорьевич и спросил: «Чего...
Павел Соседов
|
11 Ноября 2021
Елена Образцова
Елена Образцова
Фото: ВИКТОР ГОРЯЧЕВ
Дмитрий Бозин
С Алисой Фрейндлих в спектакле Романа Виктюка «Осенние скрипки»
Фото: ЮРИЙ БЕЛИНСКИЙ/ТАСС

В тот день спектакль начинался легко — даже весело. Публика реагировала нормально. Но к финалу страсти и ужасы достигали апогея и врубалась дикая авангардная роковая музыка Тома Уэйтса. Нам, артистам, по двадцать пять лет — мы беснуемся на сцене, а зал разрывают эмоции. Свист, топот, вопли возмущения, перемешанные с аплодисментами....

Команда, которая сложилась на «Философии в будуаре» Маркиза де Сада, потом участвовала в создании спектакля Романа Виктюка, ставшего легендарным, — «Саломея, или Странные игры Оскара Уайльда».

Кстати, с «Саломеей» связана памятная история. Кирилл Серебренников, увидевший меня в спектакле «Рогатка», пригласил сниматься в свой фильм «Ростов-папа» без проб. Сказал, что уже выбрал для меня партнершу. Ею оказалась Наталья Гундарева. В Москве состоялась наша ознакомительная встреча — назовем это так. И Наталья Георгиевна между делом произнесла: «Видела вашу «Саломею»... Но вы же там никаких образов не играете, никакой истории не рассказываете, это — чистая форма». Мол, посмотрим, какой из тебя получится партнер.

Вскоре мы приехали в киноэкспедицию в Ростов и за десять дней сняли нашу историю — в фильме было несколько новелл. На пятый день съемок Гундарева вдруг сказала мне: «Дима, пригласи меня потом еще разок на «Саломею», а то мне кажется, что я в прошлый раз чего-то важного не поняла». Наталья Георгиевна, как и большинство людей, кто попадал в Театр Виктюка впервые, была уверена, что мы — артисты, играющие женские роли, так же ведем себя и в жизни. Что мы — манерные мальчики, которые и вне сцены разговаривают высокими ломаными голосами. А когда Гундарева поработала со мной в кадре, она прочувствовала, что я целиком другой человек. Ей стало понятно, что в театре роль Саломеи я именно сыграл. И видимо, сыграл неплохо — раз она, опытная актриса, не смогла отделить меня настоящего от сценического образа.

Вообще, Наталья Георгиевна была очень справедливым, хотя и эмоциональным, вспыльчивым человеком. На площадке те, кто не концентрировался на съемочном процессе, могли получить от нее на орехи. Но к партнерам она была очень внимательна — проявляла заботу. Я запомнил, как мы заселялись в ростовскую гостиницу. Вместе подошли к стойке ресепшена, чтобы взять ключи от номеров, и девушка администратор обмолвилась:

— У вас, Наталья Георгиевна, конечно — люкс. А молодому человеку — одноместный номер. Но в нем, извините, нет горячей воды. Номер без бойлера.

Я уже было протянул руку за ключами, но Гундарева меня остановила и обратилась к девушке:

— Дорогая, мне с этим юношей любовь играть, и очень важно, чтобы от него на съемке не пахло... А для этого он должен иметь возможность нормально помыться.

И у меня появился номер с бойлером.

На премьеру «Саломеи» в Санкт-Петербурге, которая проходила в БДТ, пришли Елена Васильевна Образцова и Алиса Бруновна Фрейндлих. После спектакля за кулисы они тоже пришли вдвоем. Обе актрисы были в сумасшедшем восторге. Елена Васильевна сказала, что на два часа будто на машине времени перенеслась в древний Израиль. Сняла с себя очень красивый кулон и надела на меня. Тогда Алиса Бруновна со свойственным ей юмором задумчиво произнесла: «А что же мне тебе дать...» — несколько секунд поколебалась, потом вытянула из своих брюк ремень и вручила мне.

С Алисой Бруновной мы уже были хорошо знакомы, вместе играли в спектакле Виктюка «Осенние скрипки». Первая встреча с будущей партнершей состоялась в Санкт-Петербурге. Наверное, это был ленинградский Дом актера. Виктюка на ней почему-то не было. Совместно почитали пьесу, потом Алиса Бруновна попросила остаться меня и Мишу Вишневского, помрежа. Фрейндлих доверительно к нам обратилась: мол, не могли бы мы ей что-то рассказать о том направлении, в котором работает Виктюк, дать ей какие-то ключи... Для меня это был только третий спектакль у Виктюка — я сам еще не особо разобрался в художественных и режиссерских особенностях Романа Григорьевича. Но мы, молодые и глупые, переполненные важности от того, что сама Фрейндлих просит нашего совета, начали взахлеб консультировать актрису... Она слушала нас внимательно наверное полчаса, а может, и больше — на сколько хватило нашей глупости. Потом кивнула и сказала: «Хорошо, я поняла. А теперь давай мы с тобой, Димочка, разберем нашу общую сцену». Для меня со времен института это был первый застольный разбор пьесы. Блистательный! Я никогда не забуду образов, которыми Алиса Бруновна иллюстрировала текст. Например на фразу «и поэтому ты мне предлагаешь жениться на твоей дочери» Фрейндлих сказала: «Здесь, внутри этой фразы, должно звучать — «по твоему плану квартиры унитаз мы поставим в спальне...» Это был фантастический мастер-класс! Она мне рассказала про второй план, подтекст, внутреннюю подоплеку. Для меня тогда это была высшая математика. Я даже придумал такое образное выражение: «Играть на сцене с Алисой Фрейндлих — все равно что, сидя в экскаваторе, играть ковшом в пинг-понг против китайского чемпиона».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая