Дмитрий Бозин. Уроки волшебства

Я принял решение уйти сразу из трех театров. Тогда мне позвонил Роман Григорьевич и спросил: «Чего...
Павел Соседов
|
11 Ноября 2021
Дмитрий Бозин
Для спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев» Елена Образцова подарила мне уникальное наблюдение — рассказала, что великий танцовщик имел привычку укачивать свою ногу, заключив ее в объятия, как маленького ребенка
Фото: АЛЕКСЕЙ КОШЕЛЕВ/PHOTOXPRESS.RU
Рудольф Нуреев. Фото
Рудольф Нуреев
Фото: INTERPRESS/GLOBAL LOOK PRESS

Фрейндлих и Образцова были подругами. Когда Елена Васильевна посмотрела «Осенние скрипки», она сказала Виктюку, что готова с ним работать, какой бы спектакль он ни задумал. И мы через некоторое время начали репетировать «Антонио фон Эльбу». Репетировали на самых разных площадках и Москвы, и Петербурга. В спектакле были заняты еще две питерские актрисы — Ольга Онищенко и Ирина Соколова, с московской стороны — Олег Исаев, Фархад Махмудов и я.

Невероятно азартные, темпераментные, заводные — Виктюк и Образцова все время друг друга подначивали. Елена Васильевна крепким петербургским словцом пользовалась умело, и это всегда было очень остроумно. Равно и в устах Романа Григорьевича непечатный русский, которым он нередко обкладывал артистов на репетициях, никогда не звучал грязно или грубо.

С Образцовой Виктюку приходилось проявлять свое хитроумие. Если ему не нравилось, как Елена Васильевна что-то играла, он на нее голоса никогда не повышал. Для этого у него были молодые артисты — Фарик Махмудов, Оля Онищенко, Олег Исаев. На них он отводил душу, а ребята смиренно терпели и отвечали ему с должной почтительностью. Но зато от крика Виктюка на сцене возникала «дрожащая» атмосфера, и это отражалось на коллективном темпераменте, на динамике той или иной сцены. Образцову же надо было разгонять потихоньку — в ней самой был заложен атомный темперамент. Актриса она очень энергичная, эмоциональная — что сказывалось и на ее пластике. А Виктюк нередко выстраивает статичные мизансцены. В них актеру нужно уметь сдерживать свое тело, чтобы максимально сконцентрировать свою энергию и направить в зал. Например в первое свое появление на сцене Образцова должна была сесть в кресло и рассказывать свою историю: «Я была звездой...» На репетиции Елена Васильевна начала очень активно в этом кресле ерзать: то подбоченивается, то перекидывается с одного подлокотника на другой. И рассказ ведет очень бравурно, игриво. Ей кажется, что нужно играть некую оперную диву... Хотя сама Елена Васильевна, дива с мировым именем, в жизни совершенно другая. Но на сцене, и такое случается часто, начинаешь играть какой-то выдуманный абстрактный образ, даже если роль — твой автопортрет. Роману Григорьевичу в этом монологе требовалось от актрисы совсем другое, и он Образцову несколько раз попросил: «Леночка, сядь ровно». Та на секунду замрет, а потом снова — с подлокотника на подлокотник. Тогда Виктюк говорит Олегу Исаеву, который играл психотерапевта-шарлатана: «Ты же экстрасенс, вот и встань позади Елены Васильевны, а руки свои держи раскрытыми ладонями по обе стороны от ее висков — будто хочешь проникнуть в ее сознание. И задавай ей вопросы: «Имя?» — «Амалия». — «Кем работаете?» — «Ха, а вы не знаете? Я была звездой...» Гениально! Теперь, когда руки Олега ограничивают голову Елены Васильевны с обеих сторон, она не может качнуться ни вправо, ни влево! Сцена идет как надо. Роман Григорьевич наклоняется ко мне и довольным голосом тихонько говорит: «Ну, понял, что такое режиссура?»

Спектакль выпустили в том виде, в каком его задумывал Роман Григорьевич. Но постепенно Елена Васильевна взяла свое. Она импровизировала бесконечно. Блистательно импровизировала в этом спектакле и Ирина Леонидовна Соколова. А для меня это был один из первых опытов импровизации. Роман Григорьевич это умение ценил, он и сам бесконечно любил импровизацию во всех ее проявлениях. Ведь даже на репетициях он никогда не повторялся — в одной и той же сцене каждый раз находил новые ходы.

К работе Елена Васильевна относилась как к своей жизни. Например она могла взять на гастроли чемодан платьев. Но не для того, чтобы менять наряды к завтраку, обеду и ужину, а чтобы в каждом спектакле выходить на сцену в новых костюмах! За месяц работы в Америке, когда мы объехали штатов двенадцать-пятнадцать, она ни разу не повторилась. Это был ее праздник! И праздник для зрителей конечно!

На волне успеха «Антонио фон Эльбы» Роман Григорьевич решил поставить с Еленой Васильевной спектакль по мотивам Леопольда фон Захера-Мазоха. Вот есть Маркиз де Сад, а есть Захер-Мазох — одного поля ягоды... Мы с Еленой Васильевной должны были играть любовников, а там тема «садомазо» и прочее. И что же? Елена Васильевна в Америке пошла в специализированный ночной клуб, познакомилась с его хозяйкой-бандершей и стала подробно у нее все выспрашивать... Эти порочные истории, одна удивительнее другой, проплывали перед Еленой Васильевной как сказки Шахерезады. Она потом приходила на репетиции и пересказывала их нам. Но все они не для печати. Более того, Елена Васильевна накупила в этом клубе соответствующих «одежд»: кожаных костюмов, корсетов, ремней и прочих приспособлений для нестандартного секса — думала использовать все это в качестве реквизита в спектакле. Но не пригодилось. Честно говоря, пьеса была слабой, потому что это был не сам Захер-Мазох, а какой-то современный автор, написавший пьесу по мотивам. Порепетировали мы и поняли, что ничего достойного из этого не выйдет.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая