Раиса Этуш. Примирение

Мы перестали общаться. Разрыв с отцом длился семь лет. Я улетела с семьей в Америку, и между нами...
Ирина Зайчик
|
07 мая 2019
Раиса Этуш
Раей меня назвали в честь папиной мамы
Фото: Г. Несмачный

Мама привезла из Баку свое приданое — шесть шуб! Папа посмотрел на всю эту роскошь и покачал головой: «Нина, это неудобно. У меня не то положение в театре, чтобы у моей жены было столько шуб». И мама тут же без сожаления отнесла их в комиссионку. Кроме одной — енотовой, которую доносила буквально до дыр. Лет через двадцать папа сказал: «Ладно, давай купим тебе каракулевую шубу». Маме ее хватило на остальные двадцать пять лет: перешивала, перекраивала, обновляла. Как-то повесила проветрить на балкон. Погода была ненастной, когда спохватилась, выяснилось, что шубу унесло ветром.

Мама была идеальной женой, фантастической хозяйкой, она окружила папу семейным уютом: все начищено, наглажено, накрахмалено. Готовила очень вкусную осетрину в маринаде, пиццу, ее сациви пользовалось бешеным успехом. В театре к Нине относились с приязнью и нежностью. До сих пор те, кто бывал у нас на застольях, их помнят. Всякий раз, когда я встречаю Василия Семеновича Ланового, он говорит о том, как любил мою маму. Она ужасно нервничала перед приходом гостей — это было для нее как премьерный спектакль для актера.

В нашей однокомнатной квартире мы жили вчетвером: мама с папой и я с няней, Раей-большой. В шестнадцатиметровой комнате стояли чешский гарнитур — на комоде телевизор, в серванте звенел хрусталь, — родительский диван и мое раскладное кресло, которое я ненавидела. До одиннадцати лет спала, уткнувшись носом в плюшевый бортик. Няня ночевала в чуланчике со швабрами.

Помню, как Рая-большая развешивает ароматное после стирки белье на веревках, растянутых на кухне, а я сижу на подоконнике и наблюдаю сверху, как родители спешат на работу. В этот момент меня охватывает беспокойство: «Боже мой, а вдруг они потеряются? Как в таком большом городе найдут обратную дорогу?»

Мама преподавала английский язык в Институте тонкой химической технологии, а папа служил в Театре Вахтангова. Первые десять лет он там почти не играл, ролей у него не было из-за довольно экзотической внешности. В академическом театре долго шел спектакль «Фельдмаршал Кутузов». Когда у актеров спрашивали:

— А что играет Этуш? — они с юмором отвечали:

— Пень, на котором сидит Кутузов.

Папа очень рано стал преподавать, с 1945-го его назначили ассистентом педагога по актерскому мастерству. Потом он как преподаватель набрал в «Щуке» свой курс. У него учились будущие звезды: Веня Смехов, Саша Збруев, Зяма Высоковский, Саша Белявский, Юра Авшаров, Ваня Бортник, Люда Максакова. Он дни и ночи проводил в училище, если чем-то был увлечен, отдавал все силы делу. Студенты его обожали. Немногословный, очень сдержанный, он мог похвалить, при этом ни разу не улыбнувшись: «Очень смешно». Кто-то прозвал его «комедийным актером с некомедийным характером».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 16
1,5 млн на салаты и экотропу: как ярославская школа №68 научила учеников читать этикетки и полюбить тимьян
В ярославской школе №68 теперь пахнет не только мелом и школьной столовой, но и мятой, тимьяном и базиликом. Ученики на переменах спешат не в буфет за слойкой, а на собственную экотропу «Здоровое дыхание», чтобы проверить, как подрастает их «чайный» цветник. Этот необычный для обычной школы ландшафтный проект стал возможен после грандиозной победы во всероссийской «Здоровой олимпиаде» и получения гранта в 1,5 миллиона рублей. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая