Николай Сморчков. Русский характер

От коллег много моложе часто слышу комплименты, что выгляжу бодрячком, и недоуменные вопросы:...
Ирина Майорова
|
07 Декабря 2018
Евгений  Матвеев
«Ты же драматический актер! Взял и с ходу сделал прекрасную сцену, — Матвеев мотнул головой в сторону Джигурды: — Не то что этот дурак...»
Фото: Archive Sovexportfilm/Global Look Press

Когда фильм «Летят журавли» вышел на экраны, друзья и коллеги стали приносить вырезки из газет и журналов с рецензиями. Во всех до единой среди лучших упоминался наш с Самойловой и Меркурьевым эпизод.

Меня начали приглашать в школы. На одной из встреч услышал просьбу: «Расскажите, пожалуйста, как вы снимались в «Гавроше». Стал объяснять, что маленького героя-революционера играл не я, а мой тезка и однофамилец, но, к сожалению, ничего не знаю о его судьбе.

О том, что Коля Сморчков сгорел в танке под Смоленском десятого марта 1943 года, прочел много позже — в интервью его мамы. Там же было сказано, что брат Николая Федор тоже погиб на фронте, в декабре 1944-го. Мать потеряла обоих сыновей.

С Михаилом Калатозовым мы встретились еще раз — спустя двенадцать лет, на съемках его последнего фильма «Красная палатка». Режиссер пригласил меня на студию:

— Николай, согласитесь отправиться со мной на Северный полюс? Роль небольшая, всего один съемочный день, но скоро вернуться в Москву не получится. Киногруппа загрузится на дизель-электроход «Обь» и будет двигаться к Земле Франца-Иосифа. У команды в этом многодневном походе своя задача, им нужно доставить груз, у нас — своя. А для вас, считайте, просто знакомство с экзотикой. Ну что, согласны?

— Конечно! Вы еще спрашиваете! Кто же откажется от такого подарка?

— Две зарплаты, двойные суточные, бесплатное питание, — продолжал информировать Калатозов, но я уже мыслями был там, куда летал легендарный Чкалов.

Выдвинулись в конце июля. В Москве стояла жара, а на борту «Оби» нам выдали меховые шубы, шапки-ушанки, унты. И предупредили: «С корабля не спускаться! Здесь много белых медведей. Зверь, если сытый, не тронет, а голодный — порвет в минуту!»

Игравшие в «Красной палатке» зарубежные актеры Питер Финч, Шон Коннери и Клаудиа Кардинале уже снялись в своих эпизодах, и на Северный полюс с нами отправился только «полуиностранец» Донатас Банионис. Он был членом компании, в которую входили Никита Михалков, Юрий Соломин, Юрий Визбор, Борис Хмельницкий, Эдуард Марцевич. Эти ребята держались особняком, мы даже обедали порознь. Я, Юрка Назаров и Олег Мокшанцев создали свое товарищество и замечательно общались друг с другом.

Жена и девятилетний сын Алеша встречали меня из экспедиции как героя — покорителя Арктики. А в канун премьеры «Красной палатки» в нашей семье появился еще один парень, которого назвали Михаилом.

С будущей женой меня познакомил старший брат. Собравшись жениться на девушке из нашего поселка, студентке мединститута, Алексей начал «продавать» мне ее подругу-однокурсницу: «Коль, ты присмотрись к Нине-то — такая хорошая девчонка! Скоро обе к нам на практику в больницу приедут — не упусти шанс!»

Мне к тому времени стукнуло двадцать семь, давно пора было обзавестись семьей, однако с девушками я оставался таким же стеснительным и несмелым, как в школе. Да и работы полно, ухаживать некогда. После первой прогулки вчетвером — я, брат, его невеста и Нина — подумал: «А моя-то даже симпатичнее, чем Алешкина. От добра добра не ищут — надо делать предложение». На церемонию в ЗАГСе прилетел из Одессы, где снимался, всего на несколько часов. После росписи мы с Ниной, ее родители и моя мама (папы уже не было в живых) скромно поужинали, и тем же вечером я вернулся в Одессу.

Первенцу Алешке шел уже пятый год, а мы все жили в коммуналке на Делегатской улице, где я со времен окончания ВГИКа снимал половину комнаты — в другой, отделенной ширмой, обитали две сестры-старушки. Ютились бы там и дальше, если бы в 1964-м Хрущев не отменил временную прописку в Москве и не потребовал отправки не имеющих своего жилья специалистов к месту постоянной регистрации. Под угрозу увольнения из штата «Мосфильма» и Театра киноактера попали многие молодые актеры из числа иногородних: смолянка Надя Румянцева, уроженец Ржева Юра Белов, я с моими суздальскими корнями. А дальше — по пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Вдруг объявляют, что в построенном Театром киноактера ЖСК освободились две двухкомнатные квартиры. Одну из них предложили занять нам с Беловым: помещение побольше — мне с женой и сыном, поменьше — Юрке. Проблема состояла в том, что сумму, которую семь лет назад заселившиеся жильцы выплачивали все эти годы, мне и Юрке нужно было отдать сразу. У Белова имелись какие-то накопления, у меня — ноль. И тогда коллеги бросили на «Мосфильме» клич: «Дадим Коле Сморчкову как можно больше работы!» Заведующая актерским отделом всем режиссерам ставила условие: «Вы должны задействовать Сморчкова». Студенческий друг Толя Чемодуров, работавший у Сергея Бондарчука вторым режиссером на «Войне и мире», с ходу предложил: «Будешь в фильме русским солдатом. Даю тебе повышенную категорию и беру на зарплату. Съемочных дней — два-три в месяц, в остальное время работай на других картинах».

Трудился я и впрямь без продыху. За полтора года заработал огромные деньги и расплатился.

Через несколько лет Белов построил себе кооператив на Мосфильмовской, и я выкупил его долю. Теперь у моей семьи, где росли два пацана, было отдельное жилье. Сделали ремонт, купили мебель, машину. Вроде можно было бы и передохнуть, но я так привык к сумасшедшему рабочему ритму, что в редкие свободные дни не знал, куда себя деть. Теперь и молодые режиссеры, когда им требовался актер для яркого эпизода, спрашивали у старших:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая