Николай Сморчков. Русский характер

От коллег много моложе часто слышу комплименты, что выгляжу бодрячком, и недоуменные вопросы:...
Ирина Майорова
|
07 Декабря 2018
Кадр из фильма «Летят журавли»
Во всех рецензиях на картину «Летят журавли» среди лучших упоминался наш с Самойловой и Меркурьевым эпизод
Фото: Мосфильм-инфо

Понимание, какую глупость совершил, согласившись на обмен, пришло слишком поздно. Герасимов хмуро выслушал мой сбивчивый монолог, а потом сказал как отрезал: «Ну что ж! Если актер не хочет, не насильно же его заставлять!» У режиссера был замысел, в соответствии с которым он подобрал актерский состав, выстроил мизансцены, а я из-за дурацкой просьбы все разрушил...

Возглавлял дипломную комиссию Иван Александрович Пырьев. В первый вечер мы показывали «Юность Петра», во второй — «Беду от нежного сердца». После водевиля, ближе к полуночи, состоялся «разбор полетов».

«Общее впечатление хорошее, — потягивая «Беломор», начал Пырьев. — Но я хочу остановиться на двух студентах. Николай Сморчков показал удивительное разнообразие красок, — и продолжил, уже обращаясь ко мне: — Великое актерское счастье, что природа к вам так расщедрилась. Но это только ростки! И вам нужно долго тренировать себя, чтобы стать хорошим актером».

От похвалы у меня перехватило горло — смог только кивнуть. А Иван Александрович продолжил: «Теперь о Рыбникове. Полная противоположность Сморчкову! Почему у вас для обоих персонажей нашлась всего одна краска? Это, согласитесь, скучно».

Сразу хочу сказать, что слова Пырьева нисколько не отразились на нашей с Рыбниковым дружбе. Коля не озлился, что его поругали, а меня похвалили, я же — ничуть не возгордился.

С момента защиты диплома с отличием прошло не больше недели, как меня вызвали на «Мосфильм» — на фотопробы в картину Пырьева «Иван Грозный». О роли, на которую будут примерять, — ни слова. Ассистентка привела в гримерную, где мне наклеили усы и окладистую бороду. Потом проводили к Пырьеву. Он бросил на меня короткий взгляд — и как заорет: «Давайте сюда Рудину!» Побежали за главным гримером картины. Через полминуты Вера Федоровна стояла навытяжку перед грозой «Мосфильма».

«Ты что, халтурой заниматься стала?! Выгоню к чертовой матери! Мне нужен не мужик-возница в массовку, а главный герой от народа — знаменитый литейщик пушек и колоколов Андрей Чохов! — гремел Иван Александрович. — Зачем скулы ему бородой заклеили?! Эти скулы мне нужны!..»

В Театре киноактера, куда я был зачислен после получения диплома, меня сразу взяли в оборот: «Для спектакля «Дон Иванович» с Николаем Крючковым в главной роли нужен ввод на роль его сына».

Пришлось метаться между «Мосфильмом» и Поварской. Бегу на очередную репетицию, навстречу — актер Петр Савин, Емеля из фильма-сказки «По щучьему веленью». Крепко жмет руку и говорит:

— Поздравляю вас со Сталинской премией! Чего удивляетесь? У Пырьева пять картин подряд были ею отмечены. Сам премии за них получил и актеры, возглавлявшие титры. В ленте «В 6 часов вечера после войны» и «Кубанских казаках» лауреатами стали первые трое, в «Сказании о земле Сибирской» — первые четверо. А ваш Андрей Чохов будет стоять вторым. Вы, наверное, в курсе, что партия и правительство раскритиковали вторую серию фильма Эйзенштейна как раз за то, что мало был показан народ? Пырьев устранит недочет — в том числе и благодаря вам.

Я был и смущен до крайности, и польщен:

— А почему мне не сказали, что роль такая важная? И откуда вы это знаете?

— Пырьев сам говорил на последнем собрании труппы. Да, вас ведь еще не было в театре, когда оно проходило. Иван Александрович тогда поделился новостью: «Мы год искали актеров, один из которых сыграл бы Чохова в молодости, а второй — в зрелые годы. И представьте себе, на защите дипломов во ВГИКе я нашел такого, который сыграет Андрея во всех возрастах».

Через неделю после того как мне наконец подобрали грим, с «Мосфильма» приходит распоряжение: «Актеры, занятые в «Иване Грозном» и не умеющие управлять лошадьми, завтра отбывают в Подмосковье — брать уроки верховой езды». Помню, спросил у кого-то из группы:

— Я что, утвержден? Кинопроб не будет?

— Утверждены конечно!

Приезжаем на место, и вдруг через пару минут все начинают бегать, суетиться, на ходу обмениваясь какими-то репликами. Перехватываю одного из ассистентов:

— Что случилось-то?

— Нашу картину закрыли.

— Как?!

— А так! Министерство культуры возглавил Пономаренко, который зарубил все исторические картины. Сказал: «Теперь будем снимать только веселые комедии!» Да вы не расстраивайтесь, скорее всего, к Пырьеву будет другой подход — все-таки директор «Мосфильма».

Надежды не оправдались — картину закрыли.

Иногда думаю: как бы сложилась моя карьера в кино и жизнь в целом, если бы сыграл главную роль у Пырьева? Наверное, совсем по-другому. Впрочем, такое в нашей профессии происходит сплошь и рядом: актерская судьба — полностью в воле случая.

В следующие десять лет несколько раз встречал Пырьева в коридорах «Мосфильма»:

— Здравствуйте, Иван Александрович!

Погруженный в свои мысли, даже не взглянув на того, кто приветствует, режиссер бросал на ходу:

— Здравствуй! — и спешил дальше.

Выше я упомянул единственный в своей биографии спектакль (если не считать дипломного водевиля), где выходил на сцену с Крючковым. Потом мы встретились на съемочной площадке фильма «Суд» — Николай Афанасьевич играл главного героя, я — эпизод. Тогда меня поразило, что знаменитый актер знает по именам всех осветителей, гримеров, костюмеров, водителей и относится к ним как к ровне, без капли заносчивости. В начале шестидесятых, когда снималась картина, Крючков еще выпивал, но никогда не позволял себе появиться на площадке даже под хмельком. Зато в перерывах между съемками ударялся в приятные воспоминания: «Больше всего водки я, наверное, выпил с Васькой Сталиным. Он все время находил какую-то причину, чтобы меня зазвать. Ну а там — пошло-поехало! Однажды звонит: «Давай ко мне, есть хорошая новость!» В то время мы всей съемочной группой «Небесного тихохода» тряслись в ожидании приговора высокого киношного начальства. «Ладно, — думаю, — поеду, хоть отвлекусь от мрачных мыслей». Приезжаю, а Вася, сияя как начищенный самовар, докладывает: «Пахан посмотрел фильм — ему понравилось. Больше всех хвалил тебя. Давай за это выпьем!..»

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в декабре
Комедия о перевоспитании «великим и могучим» русским языком, медицинская драма с Кристиной Асмус, полный метр с Сергеем Шакуровым и новые сезоны полюбившихся сериалов.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая