Николай Сморчков. Русский характер

От коллег много моложе часто слышу комплименты, что выгляжу бодрячком, и недоуменные вопросы:...
Ирина Майорова
|
07 Декабря 2018
Бруно Оя и Михаил Калатозов
Как же я благодарен Михаилу Калатозову (слева от него Бруно Оя) за то, что устроил мне незабываемое путешествие и подарил знакомство с удивительной красоты экзотикой! Съемки кинофильма «Красная палатка»
Фото: В. Мастюков и А. Коньков/ТАСС

Недавно в какой-то телепередаче слышу: «Картина «Небесный тихоход» не пришлась Иосифу Виссарионовичу Сталину по душе и только чудом попала на экраны». Кому нужно это вранье, какова его цель — не знаю.

Вскоре после шестидесятилетнего юбилея Крючкова мы столкнулись у кассы в Театре киноактера. Провожая взглядом успевших получить зарплату коллег, Николай Афанасьевич просипел: «О, смотри, уже побежали соображать на троих. А я, брат, думаю завязывать — все клеточки в организме водочкой пропитаны. Друг мой Петька Алейников умер так рано потому, что не сумел вовремя остановиться. Ну и смешной же он был! Как-то работали вместе в концерте. Я выступление закончил, иду за кулисы, а он сидит в кресле:

— Коль, публика сегодня хорошая?

— Отличная, — отвечаю. — Молодежь. Принимают замечательно.

Петька в раздумье чешет затылок:

— Ой, что бы мне им почитать? Почитаю, пожалуй, «Ленин и печник». Как ты думаешь?

Я только рукой махнул. Петька всегда выступал или с «Лениным и печником», или с отрывком из рассказа «Зенитка». А тут, вишь, будто взаправду прикидывает, что бы выбрать из огромного репертуара. Все составители концертов его упрашивали: «Петр Мартынович, ну выучи еще чего-нибудь!» Куда там...»

Мне тоже было что рассказать Крючкову об Алейникове, с которым судьба свела на съемках фильма «Земля и люди». Это был режиссерский дебют Станислава Ростоцкого, нашего с Колей Рыбниковым большого друга со студенческих времен. Снимали в подмосковной деревне Лепешки. Именитых актеров — Чернова, Кузнецова, Иванова, Пуговкина — поселили в отдельных домиках, а Алейникову дали в соседи меня. Я тут же побежал к режиссеру:

— Стасик, как же так?! Петр Мартыныч должен жить один! Ему по статусу положено.

Ростоцкий тяжело вздохнул:

— Ты что, не понял? Он же запьет, и мы не снимем картину. Его уже выгнали с нескольких фильмов, заменяли другими актерами. Так что лучше, чем ты — известный трезвенник, соседа не найти.

С Алейниковым мы были немного знакомы — встречались в Театре киноактера, снимались вместе в короткометражке «Ванька» по Чехову. Но для меня он оставался небожителем.

Входим в отведенную нам горницу с удобной кроватью — в перинах, подушках и с прислоненной к стене раскладушкой. Я сразу заявляю:

— Петр Мартынович, кровать ваша, а мне...

Сосед недовольно кривится:

— Ты согласен, что я тебе старший брат, потому что тоже учился у Герасимова и был в его первом выпуске? В связи с этим позволь мне самому выбирать. Я люблю раскладушки — буду в ней как в люльке.

— Нет, — мотаю головой, — я так не могу.

— Слушай, ты мне начинаешь надоедать!

Про Алейникова ходило много легенд, баек, и в первый вечер я решил разузнать, что в них правда, а что выдумка. Петр Мартынович опять состроил досадливую гримасу: «Слушай, вот ты как будто не артист, а с улицы пришел! Меня зрители мучают такими вещами, а ты же, господи, сам в кино снимаешься!»

Больше я вопросов не задавал, но на его отвечал с готовностью — просто соловьем заливался.

— Расскажи-ка мне, чего там во ВГИКе Тамарка Макарова делает?

— Ой, мы все ее так любим! Герасимов для нас все равно что отец, а она как мать!

— Ну это понятно. А чем Тамарка занимается-то?

— Помогает Сергею Аполлинариевичу готовить с нами этюды, репетирует.

— Ну конечно, она ж сама ничего не знает, не умеет, а все только с подсказки Герасимова.

Я никак не мог взять в толк, с чего у Петра Мартыновича такой негативный интерес к Тамаре Федоровне, и только спустя много лет услышал в какой-то телепрограмме, что Алейников в молодости был безответно влюблен в Макарову. Комментировать не стану, потому как это могут быть враки, а мне они без интереса.

В деревне Лепешки в ожидании своих эпизодов я провел полгода. За это время Алейников ни разу не сорвался, и ленту сняли в отведенные сроки. У нас с Петром Мартыновичем была замечательная общая сцена, где его герой правит запряженной в телегу лошадью и рассказывает — ни много ни мало — про ООН, а мой лежит на душистом сене и вставляет замечания. Текст у Алейникова был длинный, и он постоянно терял нить, забывал реплики. Некоторые куски пришлось снимать в несколько дублей.

Когда картину смонтировали, Ростоцкий, встретив меня в коридоре киностудии, обнял и сказал: «Коль, прости, но я тебя всего вырезал. Понимаешь, из-за того что Алейников все забывал, сцена на телеге получилась несмешной — пришлось убрать. А без нее и остальные твои эпизоды стали лишними».

Это был удар под дых. Сначала сорвалась роль у Пырьева, теперь вот полгода жизни — псу под хвост. Я так обиделся на друга Стаса, что прекратил с ним разговаривать. Поначалу, когда встречались на Студии имени Горького, Ростоцкий здоровался, но поскольку я не отвечал, перестал.

Много позже снимались с женой Стаса Нинкой Меньшиковой, и моя бывшая однокурсница сказала:

— Коль, столько лет прошло, ну почему ты не можешь простить Стаську? Мы постоянно о тебе вспоминаем. Он сейчас запускает новый фильм, там есть роль для тебя. Соглашайся, а?

— Нет, — отрезал я. — Можешь даже не уговаривать!

Так мы с Ростоцким и не помирились.

Когда пару лет назад рассказал эту историю на съемочной площадке сериала «Лесник», ребята не поверили:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в декабре
Комедия о перевоспитании «великим и могучим» русским языком, медицинская драма с Кристиной Асмус, полный метр с Сергеем Шакуровым и новые сезоны полюбившихся сериалов.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая