Николай Сморчков. Русский характер

От коллег много моложе часто слышу комплименты, что выгляжу бодрячком, и недоуменные вопросы:...
Ирина Майорова
|
07 Декабря 2018
Тамара Макарова и Сергей Герасимова
Мне сказали: если поступлю, буду учиться у Тамары Федоровны Макаровой, а еще — у какого-то Герасимова. Из режиссеров я никого не знал
Фото: Чин-Мо-Цай/РИА Новости

Их пришлось раскрыть после выпускных экзаменов, когда часть одноклассников тоже собралась в Москву подавать документы в разные вузы. Педагоги схватились за головы:

— Коля, ну какой из тебя артист?! Ты же скромный, краснеешь даже при разговоре со знакомыми людьми, а там тебе предстоит выступать перед строгой комиссией! Не пройдешь, заберут в армию...

— Ну и что?! — упрямо парировал я. — Отслужу — и снова буду поступать!

До этого я был в Москве всего раз — приезжал с папой навестить брата Алешу в курсантской школе. Стесняясь останавливать прохожих расспросами, ВГИК нашел с трудом. Сдал документы и получил талон на заселение в общежитие в Мамонтовке. Иду из приемной комиссии, а навстречу — Бабочкин! Фильм про Чапаева сто раз смотрел, и вдруг — вот он! Потом мимо на высоких каблучках пробежала Катя Деревщикова — Женька из «Тимура и его команды». Совсем растерявшегося, меня обогнала Тамара Макарова, красотой и талантом которой я восхищался. Мне сказали: если поступлю, буду учиться у нее, а еще — у какого-то Герасимова. Из режиссеров я никого не знал и, честно говоря, не интересовался, кто снял любимые фильмы. Был уверен: главный на площадке — артист, все остальные — что-то вроде обслуживающего персонала.

Собирая в Москву, родители купили мне в сельпо пиджак, а мама сшила рубашку из пестренького ситца. По деревенским меркам наряд хоть куда. Во ВГИК приехал при полном параде и возле доски объявлений увидел двух элегантных молодых людей — в костюмах с иголочки, белоснежных рубашках, при галстуках. И главное — с прическами как у киноартистов. Мои непослушные волосы торчали во все стороны словно солома — никаким гребнем не пригладить. Расстроился жутко, а тут еще один из незнакомцев спрашивает у другого:

— Вы ведь тоже к Герасимову и Макаровой поступаете? А где сейчас работаете?

— В «Красном факеле». Я из Новосибирска.

— Слушайте, это же чудесный, известный на всю страну театр! Почему вы решили учиться на киноактера?

— Да вот, хочу себя в другом виде искусства попробовать.

Отошел от них в сторонку и думаю: «Говорили же все «Куда ты суешься?» Конечно, возьмут вот этих...»

Добравшись до Мамонтовки, нашел среди соседей такого же отчаянно окающего бедолагу. В отличие от меня Володя Никонов из Нижнего Новгорода штурмовал все театральные вузы. Однажды новый друг поделился:

— Знаешь, что про тебя другие говорят? «А этот дурачок только во ВГИК поступает!»

— Ну и что, если мне не нравится ваш театр, а хочу быть только киноактером?

В другой раз Володька спросил:

— А ты хоть кому-нибудь показывался с тем, что будешь читать перед комиссией?

— Нет. Я и отрывки, ни с кем не советуясь, выбрал. И сам себе читал.

— Знаешь, какая в ГИТИСе есть педагог? — воодушевился он. — К ней народ валом валит! Если что не так, она тебя поправит, но для этого надо и в театральный документы подать.

Я снова съездил во ВГИК, снял копию с аттестата и отвез в приемную комиссию ГИТИСа. Дождался очереди к чудо-педагогу, начал читать ей отрывок из «Василия Теркина» — и вдруг: «Стоп-стоп-стоп! Почему вы смотрите в потолок? Вы же не ему, а мне рассказываете! Смотреть нужно в глаза человеку, до которого хотите донести смысл текста и свои эмоции. И не надо форсировать звук, декламировать — громкость, поверьте, не главное».

Вышел из аудитории вконец расстроенный и растерянный. И вдруг понял: «Надо рассказывать как папа, от историй которого у всех то слезы наворачивались на глаза, то хохот стоял на всю округу!»

Применив открытие на практике, удостоился похвалы педагога: «Совсем другое дело! Вот только от оканья вам придется избавляться, но это дело длительное».

Незадолго до первого тура решил поехать во ВГИК — узнать время и аудиторию, где состоится испытание. Пришел на вокзал, а ближайшая электричка через полтора часа. Вижу, прямо ко мне направляется пожилой (для меня, семнадцатилетнего), лет тридцати пяти, человек. Пиджак по случаю жаркой погоды перекинут через руку, в другой — портфель. Спрашивает:

— Скажите, пожалуйста, когда электричка на Москву? — и узнав, что не скоро, незнакомец интересуется: — А вы, простите, местный?

— Нет, абитуриент.

— И куда поступаете?

Думаю про себя: «Скажу — все равно не поймет и, может, отстанет. Только бы не стал выпытывать, на кого собираюсь учиться — после встречи с артистом новосибирского театра признаваться совсем не хочется...»

Однако услышав про ВГИК, попутчик оживился:

— А на какой факультет?

Поскольку от природы врать не умею, буркнул:

— На актерский.

— Отчего же в театральные вузы не пробуете?

— Никаких театральных не признаю, потому что все большие артисты только в кино работают!

— Кого конкретно вы имеете в виду?

— Как кого? Бабочкин, Жаров, Ильинский...

— Позвольте, но вы назвали фамилии прежде всего театральных актеров!

У меня от возмущения аж дух перехватило: «Вот ведь, ничего не соображает, а лезет!»

«Пожилой» тем временем — с новым вопросом:

— И кто в этом году набирает курс?

Отвечаю совсем уж сухо:

Макарова и Герасимов.

Поняв наконец, что к разговорам я не расположен, дядька замолчал. На прощание пожелал мне удачи. Через пять минут встреча напрочь вылетела из головы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в декабре
Комедия о перевоспитании «великим и могучим» русским языком, медицинская драма с Кристиной Асмус, полный метр с Сергеем Шакуровым и новые сезоны полюбившихся сериалов.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая