Откуда же царь мог узнать о зодиакальном круге? Например от немца Элизеуса Бомелиуса — своего лечащего врача, занимавшегося астрологией. Около десяти лет Бомелиус, на русский лад прозванный Елисеем, состоял советником при Иване Грозном. Будучи специалистом в области движения звезд, он вполне мог дать подсказку: отстраивать столицу в соответствии с зодиакальным кругом. Тем более что в 1571 году вся Москва была сожжена крымским ханом Девлет-Гиреем.
Впоследствии Елисея, прозванного «злым волхвом», уличили в шпионаже в пользу польского и шведского королей и по приказу Ивана Грозного живьем зажарили на костре. В этом смысле наш царь ничем не отличался от облеченных властью современников. Король Генрих VIII или его дочь королева английская Елизавета I поступили бы с изменником аналогичным образом.
Такие в ту пору были нравы.
Принцип астрологической застройки потом не раз нарушался, весьма часто она отклонялась от заданного плана и велась хаотично и бесконтрольно. Нравом-то Иван Грозный отличался непредсказуемым, капризным и строптивым, а многие вздорные черты его характера особенно усилились к концу жизни. Прав был прорицатель Василий Немчин, написавший, что Грозный сначала принес очень много пользы, а потом стал вредить самому себе и государству. Но такой его непоследовательности вполне можно найти объяснение. Известно, что царя травили мышьяком и ртутью. По свидетельству главного археолога Кремля Татьяны Пановой, содержание ртути в останках Грозного в тридцать два раза выше допустимого, а мышьяка — в один и восемь десятых раза.

Такие дозы не могли не сказаться на работе мозга, ведь, по сути, человек еще при жизни превратился в руины. Прожив всего лишь пятьдесят три года, Иван Грозный в последнее время выглядел дряхлым старцем. Неясно, как ему вообще удалось столько протянуть, если его систематически, на протяжении многих лет подталкивали к могиле. Могучего здоровья был человек!
Итак, похоже, что с возрастом Иван Грозный фактически плюнул на Москву. Градостроительная идея оказалась заброшена вплоть до восемнадцатого века, когда на исторической арене возник Петр Первый. Царь-реформатор перенес столицу в построенный среди болот Петербург, что является бесспорной истиной. Но именно при Петре Алексеевиче в России взросла плеяда образованных, прогрессивно и неординарно мыслящих людей, которые принесли пользу не только Петербургу.
Одним из ближайших сподвижников Петра I считают графа Якова Вилимовича Брюса.
Потомок шотландского королевского рода и даже, как говорят, дальний родственник Михаила Юрьевича Лермонтова, Брюс преуспел во многих областях знаний: он был инженером, астрономом, математиком, военным и дипломатом. Находясь в Англии в составе Великого посольства, он свел знакомство с физиком Исааком Ньютоном, а также встречался и переписывался с Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Одна из легенд гласит, что Брюс, едва глянув на кучу рассыпанного перед ним гороха, без ошибки определял, сколько в ней горошин. Но главная заслуга Брюса, пожалуй, в том, что этот во всех смыслах замечательный человек разработал новый план строительства Москвы, применив к нему принцип закольцованности.
В народе же образованнейшего Якова Вилимовича прозвали «колдуном с Сухаревой башни» за то, что он долгие вечера проводил за многими научными опытами.
Прекраснейшее архитектурное сооружение, в котором жил и работал граф Брюс, стояло на Садовом кольце вплоть до большевистских времен, когда его разобрали по кирпичикам. Нередко заходит речь о восстановлении башни, но эта идея вряд ли выполнима. Здание столь монументально, что обязательно перегородило бы часть Садового кольца.
В Сухаревой башне располагалась школа математических и навигационных наук, в которой Брюс и занимался изысканиями.