Ольга Шукшина: «Ах, если бы отец был жив! Ничего подобного с нами бы не случилось»

Дочь писателя и кинорежиссера Василия Шукшина Ольга рассказывает о конфликте с матерью Лидией Федосеевой-Шукшиной и старшей сестрой Марией.
01 Марта 2014

То есть в моем восприятии Василий Шукшин представал некой очень достойной, выдающейся, но почти абстрактной личностью, имевшей к нам определенное — через «тире» — отношение. Мама ведь только после папиной смерти стала Федосеевой-Шукшиной. Будучи взрослой, я иронизировала: «Федосеева минус Шукшина». Недобро, конечно, но попробую объяснить. Однажды в поезде невольно подслушала разговор матери с сыном-подростком: «Знаешь, как твой папа тебя любил?! Однажды грудным ты лежал у него на коленках и он сказал: «За свои почти сорок лет где только не был, столько интересного повидал, но, не задумываясь, всю жизнь бы отдал за эти пять минут с сыном на руках». У меня от таких прекрасных слов прямо мурашки побежали по коже...

Вот никогда и близко похожего не слышала от мамы. Никаких историй из жизни: ни как она его любила, ни как он нас любил, что-нибудь вроде «папа так радовался твоему рождению» или «папа так скучал по вам».

Вот такие простые вещи, которые, казалось бы, не должны сходить с уст женщины, потерявшей любимого мужа и отца своих детей. Ведь не пять минут отец держал меня на руках — целых шесть лет мы прожили вместе. Я, к несчастью, их не помню, но мама же не могла забыть! Неужели она не понимала, что дочерям необходима как воздух эта связь с отцом — через теплые воспоминания?!

А когда мы взрослели, почему бы не почитать с нами вместе пылящиеся на полках рассказы, повести, пьесы? Не сказать: «Девочки, папка-то ваш не только гений, но и большой души был человек». И об Алтае, родине его, нам рассказать, об отцовских родных — нет, такого не было. Шукшин писал: «Я ногами врос в землю, и это корневище мне помогает жить правильно».

Батюшка ласково сказал: «Приходи в храм на исповедь». И я пришла, выплакала все-все. Сбросив накопленную грязь, буквально летела над землей...
Батюшка ласково сказал: «Приходи в храм на исповедь». И я пришла, выплакала все-все. Сбросив накопленную грязь, буквально летела над землей...
Фото: Сергей Гаврилов

Что мы знали о его, то есть — и о своем корневище? А ведь мы оттуда должны были черпать силы, от своих предков. Отец, его крепкий деревенский род с глубоким духовным началом в нашей шоколадной жизни отсутствовали напрочь. Бабушку Марию Сергеевну, папину маму, не то что не помню, а просто в глаза не видела. Ну не странно ли, согласитесь? Ни мы к ней в Сибирь не ездили, ни она нас не навещала. Можно ли представить, что женщина из русской деревни, мать, похоронившая сына, не стремилась бы всем сердцем общаться с внучками?

Конечно, Сибирь — не ближний свет, Мария Сергеевна была не молода, но, как оказалось, она приезжала в Москву к отцовской гражданской жене Виктории Софроновой и к Кате, его старшей дочери, останавливалась у них, сама Катя мне это рассказала.

По всему, что я узнала о ней, бабушка святым человеком была. В чем же загвоздка? Почему не общались? Ведь можно было нас на все лето в деревню к ней отправлять. Почему мы были лишены не только отцовской любви, но и бабушкиной? Все эти недоумения возникли много позже, когда бабушки уже давно не было в живых, она ушла через пять лет после папы. А тогда, в детстве, откуда было взяться мыслям о бабушке, если даже отца в сознании не было?

Да и легковесная гламурная модель жизни не оставляла места для глубины личных отношений. Искреннее душевное общение в нее не вписывается. Так что ни тогда, ни позже мы с мамой не говорили об этом. Как и о многом другом. Точнее — ни о чем. За мои прожитые почти уже полвека мы никогда — ни разу! — не поговорили по душам, доверительно, искренне, как мать с дочерью: глаза в глаза, от сердца к сердцу.

Та встреча в поезде, о которой писала выше, многое мне открыла. Поговорив с сыном, моя случайная попутчица позвонила по телефону. «Дочура моя, как ты, родная?» — так она начала разговор. Было очевидно, что мама в курсе всех малейших нюансов жизни своей дочуры.

— Простите, а сколько лет вашей девочке? — спросила я.

— Двадцать пять.

— Ну, вы с ней так разговаривали... как с маленькой.

— Для любой матери дети всегда остаются детьми, разве не так?

Наш разговор затянулся за полночь, откровенный, очень не простой для меня.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Подпишись на наш канал в Telegram
Свистать всех наверх! Не упустите шанс отправиться в «Круиз Ретро FM» в Египет
Совсем скоро слушатели «Ретро FM» станут участниками фантастического путешествия за четыре моря на комфортабельном лайнере Astoria Grande в компании звёзд отечественной и зарубежной эстрады. Шанс отправиться в «Круиз Ретро FM» есть у каждого — благодаря эфирной суперигре, которая завершится 29 марта.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог