Ольга Шукшина: «Ах, если бы отец был жив! Ничего подобного с нами бы не случилось»

Дочь писателя и кинорежиссера Василия Шукшина Ольга рассказывает о конфликте с матерью Лидией Федосеевой-Шукшиной и старшей сестрой Марией.
01 Марта 2014
Мама и сестра Маша на Московском международном кинофестивале
Мама и сестра Маша на Московском международном кинофестивале
Фото: РИА Новости

Мама не часто нас посещала, о подробностях их с Машей жизни я узнавала из СМИ, из Интернета. Например, что мама всю страну «ввела в транс» своим сближением с Бари Алибасовым. И хотя духовно я стала покрепче, все же болезненно восприняла сообщение о том, что она привела его в отцовский дом. Слава богу, нас с Васей там не было, в конце концов — это ее жизнь. Но, по-моему, лишним было тащить его с собой на Алтай на восьмидесятилетие Шукшина! Ну как она не понимает, что это уже не только лично ее касается? Зато как я радовалась, когда они с Бари расстались! Мама стала приезжать к нам в монастырь на Рождество, на Пасху. Но надолго не задерживалась, дня три-четыре побудет — и опять в свой иллюзорный мир возвращается. А для того чтобы изменить себя, очиститься, удержаться от греха, покаяние, причастие, молитва должны стать центром жизни.

А с Машей — что? Со вторым мужем, который на ее первой свадьбе был другом жениха, не сразу выстроились отношения. Потому, наверное, когда она Макариком забеременела, со мной советовалась, сохранять ли ребенка. Ясно, что я могла ответить — после своих-то грехов!

Макарика маленького однажды сестра в монастырь привезла, вот ведь какой даже у нас был опыт. Дней на десять он в приюте завис, смешной такой увалень, как медвежонок. Вася очень радовался братику. Но чем глубже я копала, погружаясь в православие, тем выше Маша поднималась на телевизионный олимп, и расстояние между нами все увеличивалось. Помню, когда Анечка родилась, я носилась с ней, гордая тем, что на улице люди за маму меня принимают, в храм к причастию водила. А что теперь? Маша сама попросила меня крестной стать у близнецов Фоки и Фомы.

Так я моталась к ним с раннего утра в воскресенье, пока сестрица отсыпалась, чтобы в церковь отвести. И вдруг Маша запретила: дескать, как это они с одной ложки со всеми причастие принимают? Негигиенично! Вот такие происходят с годами метаморфозы, и не в лучшую сторону. Ладно передо мной дверь закрыли, а перед Богом?

Отец Никон однажды мне сказал: «У актеров, бедных, сотни всяких масок. И так они вросли, что отковырять, отчистить и понять, где истинное лицо, невозможно». Какое счастье, что я все эти годы отмаливала прежнюю грешную жизнь, блуд, убиенных младенцев, рожденного вне брака сына.

Но ведь сын мой не только по моим грехам болеет, ему «косяки» всей нашей родни по жизни нести. Все, в чем мы не покаемся, болезнями, потерями, скорбями не вытерпим, все нашим детям останется, таков духовный закон: ничто не уходит в никуда.

Потому и хочу, чтобы все мы вместе, с мамой и сестрой, исправили жизнь. Конечно, будь сама совершенной, должна была бы просто тихо молиться за всех, рта не открывая. Но, каюсь, не по силам мне это.

Вот и Павла кинулась разыскивать несколько лет назад с тайной надеждой, что удастся грех наш исправить, соединиться в законном браке. Разыскала с трудом и в очень печальном состоянии: сломался человек в девяностые годы, как многие художники, не сумевшие себя реализовать, пьет по-черному. Но я вовремя появилась: может, в другом случае и в живых бы его уже не было. Увидела и поняла, что любовь моя никуда не делась. Ухаживала за ним, в чувство приводила, тогда и убедила креститься.

После этого крылья у меня за спиной появились, думала, заживем как муж и жена, будет у Васи отец, нормальная семья.

Павлу жить было негде. Спросила у мамы разрешения поселить его на даче, не на отцовской комфортабельной, а в хилом домике без удобств и отопления. Они его с Алибасовым когда-то нашли в ближайшем Подмосковье. К себе я взять Павла не рискнула — чтобы Вася отца в страшном состоянии не видел. За год Павел очень оздоровился, окреп. Но тут мама начала требовать освободить дом, хотя он годы пустовал никому не нужный. Теперь думаю, может Господь меня через близких уберегал от креста — жить с пьющим мужем. А тогда обидно стало ужасно, ведь я семейную жизнь пыталась наладить. Естество-то женское во мне не умерло, кому как не маме меня понять!

Она упрекала Павла в этом грехе, а ведь и некоторые из ее мужей выпивали. Да и отца она не раз этим попрекала, что меня страшно коробило. Когда они всей толпой стали откровенно Павла из того сарая гнать, полностью приняла его сторону. Меня поставили в ситуацию нелегкого выбора, и я сказала себе: остаюсь с ним, да, с пьющим, больным, но он без меня пропадет.

И началось: ментов туда присылали, непонятные мужики приезжали, угрожали нам какой-то бумажкой. Аня, племянница моя дорогая, двадцатилетняя, Павлу, дядечке с седой бородой, кричала: «Вон отсюда!» Так же, как потом Васеньке в дедовом доме. Потом риелторы стали ходить: дескать, дом продается. Все это, конечно, искушением было страшным. Успокоились родственники, только когда я им предложила четыреста пятьдесят тысяч отдать, которые у меня на черный день на книжке лежали.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Подпишись на наш канал в Telegram
7 фраз, которые не стоит говорить детям
Мы все знаем, что нужно следить за своей речью, когда рядом дети: никакой ругани или тем, предназначенных только для взрослых, никаких сплетен, которые вы бы не хотели, чтобы они пересказали кому-то еще. Но есть и другие вещи, которые нам не следует говорить детям, но которые мы можем и не заметить, потому что порой они привычны и кажутся безобидными. 

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог