Полная версия сайта

Рудольф Фурманов. Товстоноговы. Сцены из жизни

Натела набирает номер внука Егора: «Ты должен уйти от Розовского! Я дам тебе денег, чтобы ты не брал у этого иуды!»

Зная о коротком романе худрука и Милковой, они немедленно сообщили Товстоногову о ребенке. Гога позвонил Марии Васильевне. На фоне нынешних разборок наших звезд со своими женами и подругами, громких ссор история Товстоногова и Милковой потрясает человеческим благородством. Мария Васильевна не говорила Георгию Александровичу, что ждет от него ребенка, а когда сын родился, не предъявляла никаких требований. Товстоногов решил все сам. Было лето, и для малыша сразу сняли дачу, Гога и Натела устроили так, чтобы ребенок не нуждался ни в чем. Почти до тридцати лет младший сын Товстоногова получал от отца и тети постоянную материальную поддержку. Старшие дети — Сандрик и Ника — считали его своим родным братом.

Натела рано заметила увлечение Вадима оперным искусством. Он приходил домой к отцу, ставил пластинки, донимая Додо разговорами о музыке.

Именно Натела настояла, чтобы Вадим занимался оперной режиссурой, считая, что хороший оперный режиссер — это редкость и Вадику будет легче найти свой путь.

Вадим окончил Ленинградскую консерваторию, поставил немало оперных спектаклей, в том числе на сцене Большого театра, где молодого человека взял под свое отеческое крыло однокурсник и друг Гоги Борис Покровский. Много ставил и ставит за рубежом — в Австрии, Венгрии, Германии, Финляндии. Вместе с Георгием Александровичем участвовал в постановке оперы «Дон Карлос» в Хельсинки и был ассистентом отца на знаменитой «Смерти Тарелкина» в БДТ. Совсем недавно у нас в Театре имени Андрея Миронова он был на премьере чеховского «Вишневого сада». Ему, как и Нателе, было приятно, что этот спектакль мы посвятили памяти Георгия Товстоногова.

Тело Егора Товстоногова нашли на козырьке подъезда

И не случайно. Ведь Товстоногов всю жизнь мечтал поставить «Вишневый сад». Но несмотря на то, что в труппе была роскошная коллекция таких актрис, как Доронина, Шарко, Макарова, Крючкова, Тенякова, Эмма Попова, он, вздыхая, без конца повторял: «У меня нет Раневской». Всем, особенно критикам, кажется, что они-то знают, какая должна быть героиня «Вишневого сада», а вот Товстоногов сомневался. В нашем спектакле, где Раневской стала Неля Попова, мы постарались очиститься от привычной шелухи восприятия как героини, так и пьесы и посвятили спектакль Товстоногову. Символично, что Чехов в нашем театре начался двенадцать лет назад с постановки «Чайки» Александра Георгиевича Товстоногова.

Сандро... Сандрик... Моя душевная боль, еще одна. Он был замечательным артистом и очень талантливым режиссером. Свою первую роль сыграл в легендарной «Республике ШКИД», и реплики его Князя цитирует уже третье поколение зрителей. Работу над последней — Джабраилова в сериале «Бандитский Петербург-5» — закончил незадолго до смерти. Символично, что этот фильм снимал мой сын Влад. Он и пригласил Сандро. И восхищался им на площадке.

Сандро ставил спектакли на сцене БДТ, в течение пяти лет возглавлял Тбилисский русский драматический театр имени Грибоедова, где блестяще поставил «Сон в летнюю ночь» Шекспира, почти десять лет — Московский драматический театр имени Станиславского. В спектакле «Собачье сердце» Александр Товстоногов открыл замечательного актера Владимира Стеклова, который сыграл Шарикова.

Сандро всю жизнь искал: себя, свой театр, самую большую любовь.

Был женат на замечательной актрисе Светлане Головиной, которая удивительно играла на сцене БДТ в спектаклях «Прошлым летом в Чулимске», «Дачники». После смерти отца Сандро покинул Театр имени Станиславского. Разведясь с Головиной, которая до сих пор успешно работает в Московском театре имени Ермоловой, оставил ей двоих сыновей: Егора, старшего, и Василия, которому сейчас тридцать два года, он работает на телевидении редактором.

Сандро уехал в Югославию и там женился второй раз. Снова развелся и уже в Санкт-Петербурге обзавелся третьей семьей, в которой родился сын Арсений. Когда в конце девяностых Сандро начал репетировать на сцене «Русской антрепризы» чеховскую «Чайку», и он сам, и я, и все занятые в постановке актеры были уверены: Александр Георгиевич Товстоногов нашел свой театр.

Спектакль имел большой успех, он до сих пор идет при полных залах.

В задумках у Сандро был «Золотой осел» Апулея и шекспировский «Гамлет», к которому он сам придумал оформление. Когда в начале 2002 года Сандро сказал, что намерен приступить к работе над шекспировской трагедией, а в роли принца Датского видит Дмитрия Исаева, я на радостях обнял его и расцеловал. В глубине души надеялся: увлекшись масштабным проектом, Сандро «завяжет» с алкоголем, который с каждым годом брал над ним все большую власть... Первые три месяца Александр Георгиевич держался: провел читку, несколько репетиций.

Подпишись на канал 7Дней.ru


Комментарии




Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или