Ирина Основина: «Не терплю, когда называют артисткой»

Узнавать на улицах ее стали после выхода на экраны фильма Александра Рогожкина «Особенности...
Ирина Майорова
|
01 июня 2020
Игорь Петрович Владимиров
Игорь Петрович был большим поклонником женской красоты, и желавшие пробиться на сцену актрисы передавали из уст в уста: с Владимировым лучше заводить знакомство на пляже
Фото: из архива И. Основиной

Игорь Петрович был большим поклонником женской красоты, и желавшие пробиться на питерскую сцену провинциальные актрисы передавали из уст в уста рекомендацию: «С Владимировым понятно — при наличии хорошей фигуры лучше всего заводить знакомство на пляже». Логика в этом была, потому что новенькие в труппе часто появлялись вскоре после возвращения худрука с отдыха на Черноморском побережье. Поначалу Игорь Петрович давал фавориткам роли, которые те зачастую проваливали, а потом благополучно о них забывал — тетеньки годами висели на театре балластом. При каких обстоятельствах в труппе оказалась Инесса Перелыгина, ставшая впоследствии женой мэтра, не знаю — наверное, все-таки показывалась. Помню, Владимиров хвастался труппе: «Смотрите, у меня теперь есть своя Софи Лорен!» Как бы то ни было, но именно жена ухаживала за Игорем Петровичем до последнего дня, а Алиса Фрейндлих на похоронах бывшего мужа сказала: «Вы, Инесса, святая».

Сейчас нет-нет да и проскользнет информация, что один актер из-за конфликта с Владимировым спился, другой из-за его жестокосердия бросил профессию, бомжевал и умер в подворотне. Не мне судить, что было, а чего не было, но при любом раскладе Игорь Петрович остается глыбой — и в человеческом, и в профессиональном плане.

Когда пришла к нему в театр, очень забавляли тетушки из подсобных цехов, объявлявшие с придыханием:

— За этим столиком гримировалась сама Алиса Фрейндлих!

Я морщила лоб, будто пытаясь вспомнить, о ком речь, и выдавала:

— А кто это?

В другой раз на благоговейное:

— В этом платье Алиса Бруновна выходила на сцену! — равнодушно пожала плечами:

— Ну и что?

Видели бы вы лица гримерш и костюмерш — они едва не падали в обморок. А я так протестовала против местечковости, которую не перевариваю.

Когда о моих выходках докладывали Владимирову, он только посмеивался. Конечно, за десять лет совместной работы мы и спорили, и ругались, но исключительно на творческой почве, и быстро мирились. Иногда Шеф — так звали худрука в театре — принимался меня воспитывать: «Основина, опять на тебя жалуются — послала на три буквы. Я понимаю, таких людей хочется послать, но делай это как-то повежливее, говори «Пошел ты», но добавляй «пожалуйста».

Благодаря Игорю Петровичу у меня впервые появилось собственное жилье. В Смольном, где двери всех кабинетов открывал ногой, он выхлопотал комнату в старинном доме на Загородном проспекте — с высокими потолками и настоящим камином. В этих «апартаментах» в гостях у меня побывали едва ли не все известные питерские музыканты, художники, поэты.

На втором или третьем году службы в Театре Ленсовета предложили принять участие в ежегодном актерском конкурсе «Петербургский ангажемент». Играла Хлестакова, который в финале превращался в Городничего. В жюри сидели Владимиров, Мишулин, Догилева, Волкова.

Боковым зрением следила за реакцией Шефа — он смотрел с детским восторгом и хохотал до слез. А на подведении итогов сказал: «Вот тут один актер здорово жонглировал тарелками, но ему, наверное, лучше выступать в цирке, не в драме. — Последовала долгая театральная пауза, после которой мэтр продолжил: — А теперь скажу страшное. Основина — самая талантливая из всех, кого мы сегодня видели. Если бы ее Хлестаков еще и жонглировал тарелками, это было бы гениально». Как я, получив такую оценку от Владимирова и взяв первое место на конкурсе, не умерла от счастья, одному богу известно.

О том, как актерская братия выживала в девяностые, сказано немало: кто-то «варил» джинсы, кто-то торговал кухонными фартуками у метро, кто-то перегонял из бывших стран соцлагеря автомобильную рухлядь. Я долго держалась на плаву благодаря кино. На «Ленфильме» в ту пору снимал только Алексей Герман — в его фильме «Хрусталев, машину!» мне досталась эпизодическая роль медсестры Сталина. Там же, по сути, дебютировали Хабенский и Трухин: Костя изображал музыканта с бенгальскими огнями, а Миша — дирижера. Герман снимал и монтировал картину почти десять лет, на экраны она вышла только в 1998-м.

После съемок в «Хрусталеве» была работа с иностранными режиссерами, которые ехали в Россию за мизерной арендой павильонов и почти бесплатной рабочей силой — трудиться за гроши соглашались и актеры, и декораторы, и осветители. В российско-французской ленте «Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу» я сыграла Жоржетту Леблан — оперную певицу, актрису и писательницу, в англо-американской экранизации «Анны Карениной» — кормилицу дочки героини (ее играла Софи Марсо) и Вронского (Шона Бина).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая