Ирина Основина: «Не терплю, когда называют артисткой»

Узнавать на улицах ее стали после выхода на экраны фильма Александра Рогожкина «Особенности...
Ирина Майорова
|
01 июня 2020
Алиса Фрейндлих
На благоговейное «В этом платье Фрейндлих выходила на сцену!» пожала плечами: «Ну и что?» Видели бы вы лица костюмерш — они едва не падали в обморок
Фото: И. Гневашев/East News

В театре начали готовиться к постановке пьесы Александра Галина «Группа», но моего имени в «разблюдовке» ролей не оказалось. Подошла к режиссеру: «Разрешите попробоваться на главную роль — думаю, лучше других с ней справлюсь». Возражений не последовало, был назначен день читки. На ней мне предложили в партнерши Наталью Попову, известную зрителю сыгранной в начале семидесятых ролью Падчерицы в фильме «Двенадцать месяцев». Я чувствовала себя комфортнее в паре с другой актрисой — Людой Крячун, о чем не преминула заявить. Режиссер не возражал, а Попова, пытаясь замаскировать презрением злую обиду, процедила сквозь зубы: «Ира, ясно вижу ваше будущее — в подворотне, вся в крови». И я, такая языкастая, не нашлась, что ответить.

Работа над спектаклем «Группа» все не начиналась, а «пни» и «гномы» так достали, что вообще перестала выходить на сцену в детских спектаклях. Выговоры сыпались один за другим, но апогея ситуация достигла после распределения ролей в спектакле про приключения солдата Ивана Чонкина. Мне, понятное дело, хотелось играть почтальоншу Нюру Беляшову, сожительницу и боевую подругу главного героя, а досталась эпизодическая роль — то ли Капа, то ли Циля. Я ужасно расстроилась, и в гневе с моего несдержанного языка сорвалось: «Почему я должна играть третьестепенного персонажа, да еще и еврейской национальности? Я их вообще не люблю!»

Что тут началось! Меня обвинили в оголтелом антисемитизме, несовместимом с обликом советской актрисы, в подрыве идеологии, основанной на братстве народов. Припомнили все вплоть до цвета лака: «Что это за дань буржуазной моде?! Советская актриса не может ходить с зелеными ногтями!» Парадоксально, что клеймили меня представители разных национальностей и только евреи встали на защиту — писали письма с заверениями, что никогда не чувствовали плохого отношения к себе, а фраза вырвалась случайно. Однако из театра меня попросили, оставив правда несколько спектаклей, где не было замены, а на ввод другой актрисы требовалось время.

Информация о том, что Основину уволили за антисемитизм, мгновенно облетела Питер. Набирая номер приемной худрука Театра Ленсовета, была почти уверена, что моя просьба встретиться с Игорем Петровичем и пройти прослушивание нарвется на жесткий отказ, — в театральной тусовке поговаривали, что Владимиров наполовину еврей. Но совершенно неожиданно он через секретаря пригласил к себе на утро следующего дня. В ту пору я была стройной блондинкой с пышной шевелюрой, на встречу надела платье леопардовой расцветки, которое было мне очень к лицу. Явившись на служебный вход в назначенное время, попросила вахтершу доложить Владимирову. Она набрала внутренний номер: «Игорь Петрович, к вам тут дамочка».

В кабинете, выслушав мой сбивчивый рассказ, как хочу работать под его началом, Владимиров ответил: «Ну что ж, давай попробуем. Или так — для начала посмотрю тебя на сцене. Какой там ближайший спектакль в «Ленкоме» с твоим участием? «Замарашка»? Постараюсь прийти». Когда я была уже у двери, вслед донеслось: «Только к Игорехе (Игорю Горбачеву. — Прим. ред.) в Александринку не ходи — не твой это режиссер и не твой театр».

После окончания спектакля, где присутствовал Владимиров, меня догнала Лариса Луппиан. В начале семидесятых она училась у Игоря Петровича в ЛГИТМиКе, начинала карьеру под его руководством в Театре Ленсовета, но потом они из-за чего-то крепко поругались и жена «мушкетера» Михаила Боярского ушла в «Ленком». На новом месте не была обижена ролями, среди прочих играла Эльзу в «Драконе» по пьесе Шварца — об этом персонаже мечтали романтические героини всех театров страны.

В тот вечер на основной сцене давали спектакль с участием Луппиан. И вот она, запыхавшаяся от бега, останавливает меня и переведя дух, спрашивает:

— Ира, а правда, что Игорь Петрович сегодня был у нас?

— Да, приходил меня в «Замарашке» смотреть.

— Прошу, передай ему, что я хочу обратно! Очень хочу домой!

На другой день встречаемся в кабинете Владимирова, и я первым делом передаю просьбу Луппиан. Игорь Петрович пожимает плечами: «Конечно, пусть возвращается». Вот так при моем посредничестве Лариса вернулась в родной театр, которым с недавнего времени руководит...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая