Мира Кольцова. Березовый сок

В девяностые говорили, что никому не будет дела до хороводов, а люди все равно приходили на концерты «Березки».
Записала Елена Михайлина
|
01 апреля 2018
Ансамбль «Березка»
Танец — это зримая песня, слова, выраженные движениями. А у пришедшей девушки плохо обстояло дело с координацией
Фото: А. Макаров/РИА Новости

Наши артисты, не устаю им это напоминать, не танцовщики, а в первую очередь — именно артисты. Надеждина сотворила уникальный коллектив. И балет был до нее, и фольклор, и опера. Не существовало маленьких бунинских, чеховских новелл в танцевальном жанре. Надежда Сергеевна на основе российской истории и классической школы создала новое авторское явление, маленький спектакль.

Надеждина — балерина Большого театра, ученица Вагановой. Танцевала характерные партии, но однажды, думаю, ей стало тесновато в привычных рамках. Есть талантливые люди, которым необходимо развиваться в разных плоскостях. В годы войны начала ставить для фронта, стала еще и балетмейстером, а потом родилась «Березка». Пришло понимание того, что народный танец и музыку надо беречь так же, как язык. В эстраде, в фольклоре, в классике... Есть же Четвертая симфония Чайковского, там в финале звучит «Во поле береза стояла»! Все это наша история, которая в лихие годы просто пластами уходила...

Мне часто задают вопрос: в какой стране коллектив лучше всего принимали? Везде абсолютно одинаково! И африканцам мы нравились, и корейцам, а как в наш ансамбль были влюблены китайцы! Заболели «Березкой» и создавали собственные коллективы по образу и подобию. Мао Цзэдун не просто был на нашем концерте, а сидел рядом с Надеждиной. Но наиболее взыскательная публика — конечно дома, в России.

На самом деле слава — это петля на шее, ты все время должен соответствовать, быть достойным. Особенно считаться таковым у народа, чьи традиции несешь. Одна из заповедей, доставшихся нам в наследство от Надеждиной, — нельзя останавливаться, надо все время что-то искать. Только так «Березка» не превратится в музей, останется живым организмом.

Надежда Сергеевна никак не могла поставить финал номера «Прялица». И так пробовала, и эдак — не выходит. Месяц репетировали. Приходит расстроенная домой. А у нее помощницей работала очень простая замечательная тетя Паша, пухленькая, божественно готовившая женщина. И вот Паша спрашивает:

— Надежда Сергеевна, ты чего вроде грустная сегодня?

— Талант потеряла, — вздыхает Надеждина.

— Что есть талант? — задает Паша вопрос, достойный Сенеки, и радостно продолжает: — Не брала, Надежда Сергеевна, право, не брала!

Мы Надеждину обожали, несмотря на ее острый язык и оценки, в которых она никогда не стеснялась, впрочем весьма справедливо. Помню, ей не нравилось, как на репетиции поют ту же «Прялицу»: «Ну что вы поете так уныло, как попик махал кадилом?» А сколько таких афоризмов было!

Однажды в вальс «Березка» захотели ввести солисткой актрису, очень красивую, стройную. Но эффектной внешности у нас мало, танец — это зримая песня, слова, выраженные движениями, телом. Музыку надо видеть на сцене, на всех мастер-классах сейчас говорю, что танец начинается с уха. У пришедшей девушки совсем плохо обстояло дело с координацией движений, но хороша была невозможно. Надеждина посмотрела и не взяла, отправила ее восвояси, а потом громогласно на весь зал сказала нам: «Запомните, дорогие мои, тощая корова — еще не газель!»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
На полпути к диабету
Как понять, что «сахарный» диагноз близко и избежать его

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая