Полная версия сайта

Андрей Азовский. Надежда Федосова: народная артистка

Перед уходом бабушка разорвала многие бумаги, письма, фотографии: «Это неинтересно. Кому нужна моя жизнь, когда меня не станет?»

Андрей Азовский

В пятнадцать бабушка окончила фабрично-заводское училище и пришла на «Красные текстильщики». Сразу же стала активно участвовать в самодеятельности. В 1928 году в Москве открылся Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького. Там объявили набор на должность инструктора культурно-массовой работы. Подружки, с которыми бабушка выступала в самодеятельности, посоветовали: «Слушай, Надька, ты так здорово поешь и дрыгаешь ногами, стоит наняться в парк». Та прислушалась и устроилась организатором досуга трудящихся масс. Вспоминала, что никакой помощи от начальства ждать не приходилось. Четких инструкций, обрисовывающих сферу ее ответственности, еще не издали. Требовалось постоянно самой что-то придумывать, чтобы посетители парка не заскучали. Бабушка говорила: «Я была и швец, и жнец, и на дуде игрец — сама и песни пела, и плясала, и дурочку валяла».

«Дурочку валяла» она с утра до вечера и, видимо, делала это неплохо. В парке Горького ее приметил тогдашний начальник Театра Красной армии Владимир Евгеньевич Месхетели. Познакомился и буквально взяв за руку, отвел в студию при театре, которой руководил легендарный режиссер Алексей Дмитриевич Попов. Бабушка ее успешно окончила. А после Надежду — одну из лучших студенток — оставили в труппе. Сразу же ввели в спектакли, она сыграла немало главных ролей.

Театр считался подразделением главного военного ведомства страны, и возглавлял его не директор, а начальник, носивший погоны. Основной задачей труппы было ведение культурно-массовой работы в воинских частях. Все сотрудники, включая актеров, принимали присягу, проходили военную подготовку и выезжали на сборы.

До войны Театр Красной армии считался одним из лучших в Москве. Там служили Фаина Раневская, Любовь Добржанская, чуть позже — Владимир Зельдин... Блестящий состав, куда вписалась и бабушка. Спектакли, собиравшие полные залы, играли не только в столице, труппа постоянно выступала в воинских частях. Надежда Капитоновна вспоминала, как в 1937 году девять месяцев гастролировали по Дальнему Востоку. Бабушка тогда была еще студенткой, но ее как одну из самых перспективных включили в выездную бригаду. Иногда спектакли собирали по несколько тысяч зрителей, а бывало, на какой-нибудь дальней заставе приходилось играть всего для нескольких бойцов. В зале сидело три-пять человек, но это не смущало артистов, которые выкладывались по полной.

Подпишись на канал 7Дней.ru

Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или