Полная версия сайта

Андрей Азовский. Надежда Федосова: народная артистка

Перед уходом бабушка разорвала многие бумаги, письма, фотографии: «Это неинтересно. Кому нужна моя жизнь, когда меня не станет?»

Андрей Азовский

В пятнадцать бабушка окончила фабрично-заводское училище и пришла на «Красные текстильщики». Сразу же стала активно участвовать в самодеятельности. В 1928 году в Москве открылся Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького. Там объявили набор на должность инструктора культурно-массовой работы. Подружки, с которыми бабушка выступала в самодеятельности, посоветовали: «Слушай, Надька, ты так здорово поешь и дрыгаешь ногами, стоит наняться в парк». Та прислушалась и устроилась организатором досуга трудящихся масс. Вспоминала, что никакой помощи от начальства ждать не приходилось. Четких инструкций, обрисовывающих сферу ее ответственности, еще не издали. Требовалось постоянно самой что-то придумывать, чтобы посетители парка не заскучали. Бабушка говорила: «Я была и швец, и жнец, и на дуде игрец — сама и песни пела, и плясала, и дурочку валяла».

«Дурочку валяла» она с утра до вечера и, видимо, делала это неплохо. В парке Горького ее приметил тогдашний начальник Театра Красной армии Владимир Евгеньевич Месхетели. Познакомился и буквально взяв за руку, отвел в студию при театре, которой руководил легендарный режиссер Алексей Дмитриевич Попов. Бабушка ее успешно окончила. А после Надежду — одну из лучших студенток — оставили в труппе. Сразу же ввели в спектакли, она сыграла немало главных ролей.

Театр считался подразделением главного военного ведомства страны, и возглавлял его не директор, а начальник, носивший погоны. Основной задачей труппы было ведение культурно-массовой работы в воинских частях. Все сотрудники, включая актеров, принимали присягу, проходили военную подготовку и выезжали на сборы.

До войны Театр Красной армии считался одним из лучших в Москве. Там служили Фаина Раневская, Любовь Добржанская, чуть позже — Владимир Зельдин... Блестящий состав, куда вписалась и бабушка. Спектакли, собиравшие полные залы, играли не только в столице, труппа постоянно выступала в воинских частях. Надежда Капитоновна вспоминала, как в 1937 году девять месяцев гастролировали по Дальнему Востоку. Бабушка тогда была еще студенткой, но ее как одну из самых перспективных включили в выездную бригаду. Иногда спектакли собирали по несколько тысяч зрителей, а бывало, на какой-нибудь дальней заставе приходилось играть всего для нескольких бойцов. В зале сидело три-пять человек, но это не смущало артистов, которые выкладывались по полной.

Комментарии

Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или