Паоло Веронезе. Приглашение на пир

«Здесь я хочу сказать несколько слов, — объявил Веронезе. — Понимаете, мы, художники, обладаем теми...
Ирина Кравченко
|
01 Августа 2017
Фото репродукции картины Якопо Робусти (Тинторетто) «Автопортрет». 1547—1548. Частная коллекция
Собрат по ремеслу веронца Якопо Робусти получил прозвище Тинторетто, то есть красильщик: этой профессией владел его отец. Вместе с Паоло они не раз украшали одни и те же здания, например Дворец дожей. Фото репродукции картины Якопо Робусти (Тинторетто) «Автопортрет». 1547—1548. Частная коллекция
Фото: akg-images/Eastnews
Фото репродукции картины Мариетты Тинторетто «Автопортрет с мадригалом». 1580. Галерея Уффици
Художницей стала даже дочь Тинторетто, что являлось редкостью в те времена. Мариетта, как и ее брат Доменико, великолепно писала портреты. Испанский король Филипп II и немецкий император Максимилиан звали талантливую девушку работать при своих дворах, но та предпочла остаться с отцом в его мастерской. Фото репродукции картины Мариетты Тинторетто «Автопортрет с мадригалом». 1580. Галерея Уффици
Фото: akg-images/Rabatti & Domingie/Eastnews

Секретарь позвал Паоло Кальяри Веронезе в тот самый зал Совета десяти, в котором разбирались дела политических преступников и заседала инквизиция. Войдя, Веронезе поднял голову к потолку — к большим овальным полотнам, написанным в молодости им самим. На одном Юпитер метал молнии в грешников, вернее в аллегорические фигуры, олицетворявшие пороки. Затем он перевел взгляд на Священный трибунал. За столом расположились инквизитор Аурелио Скеллино в черной рясе доминиканца, патриарх Венеции, нунций и представитель светской власти. Инквизитор, задав несколько формальных вопросов, поинтересовался:

— Скольких ты изобразил на своей картине и что они делают?

— Я написал хозяина дома, ниже – человека, который обычно режет мясо: он пришел узнать, не нуждаются ли в нем, да и просто из интереса.

Брови инквизитора поползли вверх: этот блаженный признается, что нарисовал непонятно кого, зашедшего на Тайную вечерю!

— Там еще много фигур, — продолжал Веронезе, — всех и не упомню...

На картине помимо указанных в евангельском сюжете персонажей присутствовали роскошно одетые венецианские патриции и прислуживавшая им челядь, слева на лестнице человек с салфеткой в руке оперся на перила, видимо, он только что вышел из-за стола. Справа чернокожий слуга что-то шептал своему патрону. Многочисленные едящие и пьющие люди оживленно общались друг с другом и чувствовали себя на библейском пиру абсолютно вольготно, не выказывая особого благоговения перед Господом. Один из героев картины, тот самый хозяин дворца, видом — аристократ, в изящном костюме, что-то говорил, жестикулируя, и до странности напоминал самого Веронезе.

— У тебя слишком много лишнего, — заметил возглавлявший трибунал. — Что это, к примеру, за человек, у которого из носа идет кровь?

— Слуга, — с готовностью ответил Паоло. — Кровь у него пошла из-за какого-то несчастного случая.

Трое членов суда переглянулись, а представитель Совета десяти уткнулся в свои бумаги с нарочито отрешенным видом.

— А что означают вооруженные люди, одетые как германцы? — взгляд инквизитора посуровел.

Подсудимый, напротив, повеселел:

— Здесь я хочу сказать несколько слов. Понимаете, мы, художники, обладаем теми же привилегиями, что поэты и сумасшедшие...

Инквизиторы вздрогнули, а синьор из Совета десяти еще ниже склонился над столом, чтобы не заметили его невольной улыбки: ловок же этот Кальяри!

— Да-да, как поэты и сумасшедшие, — громко, даже запальчиво повторил Веронезе. — Я поместил на лестнице людей с алебардами — один из них пьет, но оба готовы исполнить свой долг, — поскольку мне показалось, что хозяин дома, человек благородный и богатый, может иметь таких слуг. Почему бы и нет?

1 2 3 4 5 6 7 8

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая