Павел Федотов. Несостоявшееся сватовство

Федотов упал на колени перед изумленной Олей, торопливо сделал ей предложение и тут же убежал....
Наталия Клевалина
|
01 Июля 2017
Фото репродукции картины А. Волоскова «За чайным столом». 1851 г. Государственный Русский музей
На картине «За чайным столом» Алексей Волосков изобразил обитателей Качановки. Фото репродукции картины А. Волоскова «За чайным столом». 1851 г. Государственный Русский музей
Фото: Fine Art Images/Heritage Images/TopFoto/Legion Media

Федотову показалось, что земля уходит из-под ног. Значит, все шушукались у него за спиной?! Не помня себя, он вылетел из дома Прянишникова. Потом была промерзшая мастерская, помятый с перепою денщик Коршунов, поднесший рому, откуда-то взявшийся Саша Бейдеман, который убеждал, что Юлия — жертва, невинная девушка, взятая развратным дядюшкой из прихоти: «Ты, возможно, спасение ее!» Федотов не слушал друга, ощущая, как чувство, жившее в его душе, обращается в пепел.

На другой день он отправил Юлии письмо. Неудобных вопросов не задавал. Упомянул о глубокой разделяющей пропасти, делающей невозможным их союз, и просил только об одном — прислать свой дагерротипический снимок. Она не ответила.

С того дня Тарновская точно умерла для Павла. Он и чувствовал себя вдовцом. Очевидно поэтому взялся переделывать другую свою работу — «Вдовушку», на которой молодую женщину выселяют с квартиры за долги. За ее спиной — венчальный образ и портрет умершего мужа — самого Федотова! В лице женщины появилось что-то от Юлии Тарновской. Но глаза иные. Они долго не давались художнику. «Мне нужны любящие», — говорил он. Однажды летом в парке, слушая оркестр, приметил облаченную в траур женщину. «Вот любящие глаза, — подумал тут же. — Дорогого человека уже нет, но чувство здесь, не исчезло. Finis vitae, sed non amoris — кончается жизнь, но не любовь».

Как-то Коршунов доложил о визите незнакомца. В комнату ввалился отставной майор, седеющий и располневший, следом — слуга с корзиной, полной бутылок с вином и закусок. «Друг ты мой любезный, дай-ка, я наконец тебя расцелую! — прогудел военный, заключая оторопевшего Федотова в медвежьи объятия. — Ты ж меня нарисовал, брат, всю жизнь мою! — мужчина с чувством несколько раз ударил себя кулаком в грудь. — Я лет двадцать как женился на купеческой дочке для поправления обстоятельств, и как же мы по сию пору счастливы с Гликерией Ивановной!»

Тут наконец незнакомец объяснил, что в 1849 году увидал на выставке «Сватовство майора» и давно хотел выразить свое восхищение. Федотов был готов и плакать, и смеяться одновременно. Хоть кому-то его картина принесла радость.

К «Сватовству... » у Павла Андреевича было особое отношение. Сразу после упомянутой впечатлительным майором выставки меценат Прянишников, желая приобрести полотно, заплатил автору задаток — триста рублей, но тот долго не хотел расставаться со своей картиной. Когда же наконец решился, тотчас начал тосковать по ней и взявшись за кисти, принялся за прежний сюжет. Только теперь порывающаяся убежать невеста представала чуть иной — навсегда исчезнув из жизни Павла, Юлия переселилась в его картины, становясь год от года все краше.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог