Наталья Шмелькова. Мои вальпургиевы ночи

Откровенное интервью о последних годах жизни Венички Ерофеева, о сильных чувствах, странных отношениях и любовном треугольнике.
Беседовала Елена Михайлина
|
07 января 2016
Наталья Шмелькова и Венедикт Ерофеев
Наше последнее совместное фото. Абрамцево. Февраль 1990 года
Фото: из архива Н. Шмельковой

Для Вениной тещи Клавдии Андреевны я и вовсе была человеком удобным. Она видела, что ни опасности, ни вреда от меня исходить не может. Воспринимала Галиной помощницей. Носова могла пойти на день рождения, к подруге, поспать в конце концов! При этом проблемный муж ее оставался под присмотром. Кроме того, несмотря на весь драматизм ситуации, я действительно вносила в их дом некое оживление. Возможно, на нервной почве. На самом-то деле все было непросто. Веничка менялся от отлично себя чувствующего до почти умирающего, сегодня — дерзкий, завтра — добрый, послезавтра — напился...

— Писали, что последний пункт часто становился причиной многих проблем Венедикта Ерофеева...

— Алкоголиком он не был! Но выпивал. Галина жила во власти иллюзий, что управляет Вениной литературной деятельностью. А на мой счет думала, что буду держать под контролем остальные сферы. Как-то дала двадцать пять рублей, и мы с Веней пошли в аптеку за лекарствами. Когда Ерофеев завернул в винно-водочный магазин, я уговаривала этого не делать, даже плакала! Но кроме «Шмелькова, кончай реветь» ничего не добилась. Помню, хотелось умереть от стыда, когда мы вернулись домой. «Лучше бы ты спивался с Ахмадулиной, — победоносно заключила Галя. — Вы же так друг друга любите!»

Сама, впрочем, невольно способствовала... «Случайно создал шедевр и больше писать не можешь! Ты, Ерофеев, умрешь не от рака, а от жадности!» — пророчила Галя, пытаясь выторговать у него очередную рукопись — сто граммов коньяку за страничку. Веничка начинал писать, но вскоре в нем образовывалась такая смелость, что бутылка у Гали просто забиралась и ничего поделать с этим было нельзя. Время от времени Веня бравировал: «Я не из тех, кто вшивает торпеды, сам продержусь!» — и, случалось, правда держался несколько дней кряду.

Как-то позвонил в восемь утра. «Почему в такую рань? — спрашиваю. — Проверяешь, дома ли ночевала?»

Что-то пробубнил в ответ. Договорились созвониться в девять вечера, чтобы обсудить поездку в Абрамцево, которую долго планировали. Не позвонил. В десять вечера набрала его сама. В трубке нетрезвое: «Глупая дура, до свидания!..» И короткие гудки.

А через день-два уже просит достать ему, если представится возможность, книги. Да какие! «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, «Божественную комедию» Данте, все трагедии Эсхила, «Сочинения» Плутарха, «Метаморфозы» Овидия... И еще почти десяток наименований, включая «хоть что-нибудь из Шекспира». На следующий день привезла «Короля Лира» и семь комедий, которые «достала» из собственной домашней библиотеки. Поцеловал руку, назвал умницей.

Все это запросто уживалось в одном человеке. Уезжала в экспедиции — скучал. Писал письма...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая