История мучительной любви знаменитого русского художника Федора Рокотова

Старинный портрет, который однажды пожелала продать некая дама, неожиданно приоткрыл одну тайну художника.
Наталия Клевалина
|
28 Ноября 2015
Фото репродукции портрета Е.И. Бибиковой
Лишь через много лет узнала Катенька Бибикова, что анонимный донос на возлюбленного, оказавшийся для Полежаева роковым, написал ее отец…
Фото: с сайта ikm-kimovsk.tls.muzkult.ru/bibikovaek/фото репродукции портрета Е.И. Бибиковой

В дороге молчали, Сашенька изредка бросала взгляды на Казанцева, стараясь ничем не выказать своего страха. Отъехали три версты, он крикнул остановить дрожки да как ей в ноги кинется: «Простите великодушно, Александра Петровна! Не ведаю, какой бес попутал!»

Оказалось, сосед за шутку принял предложение Струйского сменять проигранный заклад на жену, да «блажной барин» все принял всерьез. Шутка-то уж больно далеко зашла.

«Простите, Александра Петровна! Назад в целости доставлю, ни волосок не упадет... Простите великодушно! Умом повредился муж ваш, прости господи, таких по скорбным домам держат. Да таким, говорят, бог счастье дает. Ему вот вас дал...»

После этого случая Сашенька заболела. Похудела, с лица спала. «Рокотов, он все в ней увидел, все понял. Хоть бы разок поцеловать его в очи зоркие, но о том и подумать страшно! Ах, и почему она не так смела, как те женщины на портретах!»

Потому и плакала Сашенька, увидав свой законченный портрет. Он ведь пожалел ее! Сашеньке казалось, что она все больше погружается в зыбучую трясину, а на картине жила прежняя Сашенька — вся свет и радость жизни. Со временем ей стало казаться, что каким-то образом запечатленный на холсте лик вобрал всю радость ее жизни, оставив ей только тьму и печаль... Рузаевка стала ее тюрьмой.

Однажды летом муж ворвался в гостиную со своего Парнаса с радостным криком, держа в руке только что распечатанное письмо: «Рокотов едет!»

Приезда художника Сашенька ожидала с восторгом и ужасом: что-то будет? Рокотов ехал в Рузаевку обсудить будущие заказы и вез Струйскому свою очередную работу — копию с поясного портрета императрицы, более всех ею любимого, которую тот так жаждал иметь. Николай Еремеевич заказал для картины роскошную золоченую раму, крепившуюся в специальной подставке. На раме вырезаны были рузаевские ели и заглавная страница собственноручной эпистолы, которую в очередной раз нашептали музы хозяину поместья.

После ужина, на котором Сашенька не смела поднять глаз на гостя, Струйский уселся играть с художником в карты. Собиралась гроза, парило, Сашеньке стало трудно дышать. Не их ли затаенные чувства вызвали такую стихию? Рокотов не терпел карточных игр, но решил потрафить хозяину.

— А что ж Александра Петровна нас своим обществом не жалует?

— У Сашеньки мигрень — еще утром жаловалась, сейчас даже пуще разыгралась, сказала, что в постель отправится. Погода давит...

Окна поминутно озарялись вспышками молний. ...С самого детства Сашенька боялась грозы. И сейчас, пробираясь по галерее со свечой в руках к комнате гостя, она обмирала от страха при каждом раскате грома. На мгновение замедлила шаг — не поздно еще повернуть. Повернуть — куда? В эту беспросветную тьму? Неужели ей не отпущено и часочка счастья? Что же делать? Голые ноги озябли, свеча почти догорела, горячий воск капал на пальцы... «Пусть узнает, что я здесь, пусть догадается, прочтет, как тогда, мои мысли...» Дверь растворилась, она вся сжалась в комочек.

— Александра Петровна?! Сашенька! — он целует ее замерзшие руки.

Вот она уже в кресле, тепло укутанная. Точно рушится что-то, плотина прорывается: она начинает сквозь слезы рассказывать про замужество, Рузаевку — про все...

— Этот огонек, про который вы сказали, я чувствую, еще совсем немного — и он пропадет, — она закрыла руками лицо.

— Сашенька, — прошептал взволнованно Рокотов, — вы должны, я прошу вас уйти. Николай — мой друг... Вы меня завтра ненавидеть будете!

Ее плечи поникли. Больше говорить не о чем. На следующий день художник, сославшись на неотложное дело, покинул Рузаевку. Александра Петровна так и не вышла — Струйский объяснил, что после грозовых ночей супруга обычно чувствует себя совсем больною...

Александра Петровна распорядилась перенести свой портрет из гостиной подальше на галерею. Ей стало казаться, что она смотрит на чужое лицо — той Сашеньки больше нет. Этот образ все дальше уходил от ее реальной жизни, как уходят мечты юности. Она погрузнела, увязнув в веренице дней, похожих один на другой.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог