Тамара Золотухина: «Как я терпела его измены? Почему не ушла?»

«Глубина моей любви равна силе боли, которую я испытывала, почти 40 лет прожив с Валерием…»
Ирина Зайчик
|
15 августа 2013

Может, выбросить?

— Нет-нет, ничего не выбрасывай.

У него всегда была дурацкая привычка хранить все до ничтожного клочка бумажки. Когда он ушел в театр, я стала читать одно из писем и поразилась: это же мои слова, мои мысли, даже почерк похож. На какую-то долю секунды даже решила, что это я писала. Потом очнулась: не может этого быть! Не мои это письма. Мы тогда и знакомы-то не были. Заглянула в конец и увидела, что оно подписано Женей…

И я вспомнила, как однажды на «Ленфильме» видела Золотухина с партнершей по фильму «О тех, кого помню и люблю» Женей Сабельниковой. Они шли, взявшись за руки, в буфет.

Все тогда шушукались, что у них роман…

Не знаю, что в тот период у них с Шацкой происходило, но Золотухин уже давно вел себя по-холостяцки. Самое неприятное, что «холостяцкие привычки» перешли и в нашу с ним семейную жизнь.

Когда я пыталась об этом поговорить, он мне прямым текстом сказал: «Смирись!» И я смирилась… Только сколько сил и нервов мне стоило это смирение!

Наверное, многие женщины, оказавшись на моем месте, подумали бы: «Ну уж нет, со мной-то он так себя вести не будет!» Это все наивность. Я прекрасно понимала: если он своей жене изменял, то почему мне не станет? Если бы я работала, у меня, может, тоже были бы романы... Хотя все-таки нет, лукавлю.

Имя сыну выбирал Валерий. Он назвал его в честь отца — Сергеем. Наш сын был очень красивым, нежным мальчиком, в школе его даже дразнили Аленом Делоном
Имя сыну выбирал Валерий. Он назвал его в честь отца — Сергеем. Наш сын был очень красивым, нежным мальчиком, в школе его даже дразнили Аленом Делоном
Фото: Елена Сухова

Не было бы у меня романов. Я очень брезгливая. Все остальные были для меня чужие мужики…

Я была женщиной Золотухина. И он это знал и ценил. Мы были как одно целое, даром что похожи. Помню, как-то пришли в Театр на Таганке, стоим, о чем-то с Юрием Любимовым разговариваем, и вдруг он говорит: «Тамарочка, вы с Валерой прямо как брат и сестра…»

Между нами было что-то такое, что всегда держало Золотухина около меня. Не меня рядом с ним, а его со мной. Он доверял моему вкусу, часто спрашивал совета и всегда прислушивался. А я говорила ему правду, что-то рассказывала, делилась чем-то важным... Видимо, в этом был высший смысл отношений, к которым он всегда стремился. Я его принимала таким, какой он есть.

Достаточно ли этого? Для меня самой до сих пор загадка, что же на самом деле нас так крепко связывало? Я и Валеру об этом спрашивала, а он только смеялся: «Тоже мне бином Ньютона!» А получилось, что «наш бином Ньютона» до сих пор так и не решен…

Помню, когда мы только начали совместную жизнь, мне очень хотелось быть ему нужной. Я каждый день за ним наблюдала, изучала его и открывала что-то новое для себя. Мне он был интересен. Не с ним было интересно, а он сам. Золотухин в жизни ведь молчун, это он на людях всегда под дурачка косит, вечно в маске: мол, я из народа, простой как валенок.

Смешно сказать, но я его даже стеснялась. На рынок приедем — и начинается балаган! Одна торговка орет: «Ой, Золотухин! Подходи, я тебе сейчас помидоров дам».

Другая старается ее перекричать: «Подойдите ко мне! Попробуйте сала!» Я всегда старалась идти на пятнадцать шагов впереди, только бы не рядом. А Валере внимание толпы нравилось, он с удовольствием угощался, благодарил, брал дареные помидоры, расписывался на грязных клочках бумаги. С радостью играл роль любимца народа.

Крестьянство в нем, несомненно, было, тут особо притворяться не приходилось. Таким его и в кино снимали.

На самом деле он был очень сложным, неординарным и, безусловно, талантливым человеком. Но при всем своем таланте оказался человеком нелюбопытным. Меня это в нем всегда поражало. Столько путешествовать по миру и не интересоваться ни музеями, ни жизнью другой страны, незнакомого города… — Куда ты едешь?

— Да откуда я знаю!

Принесли билеты, завтра поезд…

Я же, если можно так сказать, человек, наоборот, глупо любознательный, дотошный. Например, всегда читаю книжку с атласом и периодически заглядываю в энциклопедию, если что-то непонятно. Я и Валере всегда подсовывала какие-нибудь интересные книги, не все же плохие сценарии читать. А он надо мной вечно смеялся.

За всю жизнь мы, наверное, настрочили друг другу миллион записок. Каждый раз, уходя из дома, писали в специально заведенной тетради (она лежала на кухне): «Валерочка, съешь то-то, в холодильнике то-то». Или, если он уезжал рано, а я еще спала, он прощался со мной в тетрадке: «Как прилечу, сразу же позвоню. Твой Валера».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Зима на ВДНХ: гид по главной выставке страны
На ВДНХ официально стартовала зима! Концепция этого сезона — «Вместе теплее» — чувствуешь с первых же шагов по территории. Мы приехали сюда в день открытия, чтобы не просто изучить программу, а проложить для вас самый теплый и интересный маршрут по этой огромной фабрике праздника. Надевайте удобную обувь — впереди много километров впечатлений.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая