Полная версия сайта

Донатас Банионис: «К жене сперва была жалость»

«Я сказал Оне: «Я могу спасти тебя. У меня отец парторг... Давай поженимся!»

AD

Я тут же бросился к Люне: «Владас действительно вернется?» Она сказала, что не помнит своего предсказания, но все сбудется по ее словам. После войны я узнал, что Владас пробыл в концлагере Штутгоф полтора года и вернулся к Дануте живым.

Весной 1944 года фронт приблизился к Паневежису. Мильтинис считал, что при Советах для нас закроется весь остальной мир, к тому же мы боялись обвинений в сотрудничестве с немцами. Мильтинис говорил, что в Париже у него осталась квартира и предлагал нам с другом ехать к нему, и в конце концов мы решили податься на Запад.

Отец друга дал нам телегу с лошадью, мы запаслись продуктами и двинулись подальше от фронта.

По дорогам шли беженцы, над ними летали самолеты и стреляли во что ни попадя. Мы остановились в усадьбе молодого литовского поэта Витаутаса Мачерниса. В это время фронт замер, не трогались с места и мы.

В усадьбе мы прожили почти два месяца: работали в поле, много читали, разговаривали — для меня это стало чем-то вроде университета. Говорили, что в Литве вот-вот высадятся американцы, поэтому дальше мы не ехали. Мильтинис отправился к матери, за ним поехал мой друг Бледис — и тут немецкий фронт покатился назад. Мы с Мачернисом пустились в путь вдвоем, неподалеку от соседнего городка встретили группу литовских солдат из разбитой части. Они сказали, что советской армии в городе пока нет, но если нам дорога жизнь, лучше туда не соваться.

В фильме «Никто не хотел умирать» я снимался с Вией Артмане, которая
уже была знаменитостью

Но Мачернис оставил мне свои вещи и рукописи и все-таки поехал в город. Я прождал его несколько часов, потом пошел за ним. Наша телега стояла во дворе дома друга, на телеге лежал Витаутас — мертвый, весь в крови...

Я отправился обратно в Паневежис. По дороге зашел в знакомый дом, а там обосновался СМЕРШ. Во время допроса офицеры говорили, что в лесах вокруг Паневежиса таких артистов, как я, много и нас надо стрелять… Но к утру меня все же отпустили, как следует обматерив. В театр я вернулся целым и невредимым. Новым властям объяснил, что прятался от фронта в деревне и не собирался никуда убегать. Вскоре объявился Мильтинис, и началась новая жизнь: теперь нашему театру приходилось оглядываться на Москву. Так сбылось второе предсказание Люне Янушите, и я очень этому рад.

Много позже, когда я стал народным артистом СССР, лауреатом Госпремии и депутатом Верховного Совета, мне приходилось часто бывать на Западе, и я видел, как там живут литовские эмигранты. Никто из них не добился ничего действительно большого, а я свою жизнь прожил неплохо.

— А как насчет третьего предсказания?

— Оно исполнилось в 1980 году. Мильтинис состарился, болел, ставить спектакли ему стало тяжело. Наш учитель неожиданно ушел из театра, и возглавить труппу предложили мне. Я отбивался, как мог, но все же меня уговорили стать главным режиссером, а потом и директором. Театром я руководил восемь лет и все эти годы не снимался. В 1988 году, когда вместе с перестройкой началась анархия, мне досталось на партийном собрании (в том числе за то, что в спектакле про Моцарта было много его музыки).

Я с большим удовольствием написал заявление об уходе и тут же поехал в США вместе с Горбачевым. Теперь я мог себе это позволить...

— Давайте вернемся на 32 года назад. Как вам с Оной Конкулявичюте удалось удержаться в театре? Ведь Мильтинис, если верить легенде, безжалостно выгонял из театра актерские супружеские пары...

— Мильтинис действительно запрещал театральные романы и уж тем более браки — ему казалось, что мы должны служить исключительно искусству. Актеры женятся, муж начинает поддерживать жену, начинаются интриги... Но мы с Оной поженились в 1948 году, тогда Мильтинис уже смирился со многими вещами. Правда, Оне все-таки пришлось уйти из актрис — Мильтинис назначил ее заведующей постановочной частью.

— Как вы жили после свадьбы?

— Вернувшись в Паневежис после своего несостоявшегося бегства, я поселился в театральной гримуборной.

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




КОММЕНТАРИИ
  • Аватар

    24.07.2012 00:09
    Талантливый человек, как впрочем и бесталанный может быть всяким. Может любить только одну жену, а может быть алкоголиком и деспотом. И только русская женщина способна такого терпеть и любить несмотря на унижения. Банионис не первый кто озвучил подобное. Мне лично высоцкий в проявлениях своей личной жизни неприятен, если не сказать гадок (как любой алкоголик). А как актеры нравятся оба. Вот так.
  • Аватар

    01.08.2012 06:39
    Очень хорошая статья об интерестной и тяжелой жизне таланливого актерёра. > >Кстати полностью согласна с Катей - Банионис рассказал о своём опыте общения с Высоцким не принижая его таланта. Он восхитился преданостью Марины Влади, любившей Владимира не смотря ни на что. > >В 2001 году мне довелось (просто повезло!) пообщатся с Ириной Алферовой после спектакля "Всё проходит" где она играла с бывшим мужем, Александром Абдуловым. Ирина в жизни необыкновенно прияная и добрая женщина, готовая поговорить и фотографироваться с рядовым зрителем. В какой-то момент нашего разговора с Ириной, Александер оказался рядом с нами. Он был похож на ёжика выпустившего все свои колючки, и всем видом давал знать что не скажет никому ни слова. Но мы ему, конечно, были уже очень благодарны за удовольствие которое он нам доставил своей игрой. Талантивые люди часто в жизни бывают не легкими партнёрами. > >Спасибо за статью.
  • Аватар

    23.07.2012 18:09
    бесцветный и бесталанный банионис плюнул в сторону яркого и талантливого Высоцкого :( и сразу почувствовал себя знаменитостью :o

  • #createdAt#
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение


    Загрузка...

    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или