Александр Клюквин: «Никто не работает ради зрителя. Я не работаю ради зрителя»

«Больше всего запомнилась работа над «Гарри Поттером», это ведь семь томов, 150 действующих лиц,...
Серго Кухианидзе
|
01 Июля 2024
Александр Клюквин и Владимир Тяптушкин
Александр Клюквин и Владимир Тяптушкин в спектакле «Буратино», Малый театр, 2021 год
Фото: Е. Люлюкин/пресс-служба Малого театра

— Вы с такой гордостью об этом говорите. Объясните тогда, зачем пошли во МХАТ монтировщиком?

— Я же хотел стать артистом!

— Понятно, то есть таким образом вы потихоньку подбирались к театру, к сцене, за действием на которой могли наблюдать уже непосредственно из-за кулис?

— Точно! Я видел полностью все сценические репетиции. У них во МХАТе в то время шел потрясающий спектакль «Соло для часов с боем», где блистали такие гранды, как Алексей Грибов, Ольга Андровская, Михаил Яншин, Виктор Станицын, молодой Сева Абдулов, с которым, к слову, мы потом, лет через пятнадцать, много работали вместе на озвучке, крепко подружились.

Так вот, мы с ребятами ставили декорацию, затем я устраивался в кулисах и зачарованно за всеми наблюдал. Хотя, честно говоря, в свои 17 лет мало что тогда понимал.

Кстати, во МХАТе я дослужился до старшего правой стороны сцены. Были месяцы, когда я так вкалывал, что получал даже больше народного артиста СССР Алексея Николаевича Грибова. У меня выходило по 600 рублей в месяц, в то время как его зарплата была 400 рублей.

Во МХАТе же я впервые вышел на сцену. В спектакле «Синяя птица» мне досталась роль... ставен, я их по ходу действия то открывал, то закрывал, а в «Трех толстяках» возил на тележке продавца воздушных шаров.

Так, напитавшись духом театра, весной следующего года я попал в студию Михаила Юрьевича Романенко, уникального человека, по-настоящему театрального. Он был практически седым, поэтому, наверное, казался мне глубоким стариком. Михаил Юрьевич всегда был в костюме и бабочке, очень напоминал своим видом Станиславского. Кстати, с самого начала он не хотел брать меня в свою студию, говорил, что не видит во мне таланта, но потом поменял свое мнение, считал меня лучшим студийцем.

Так, наконец почувствовав силу, я вскоре подал документы в разные, как это обычно бывает, театральные училища Москвы, поступив в результате в знаменитую «Щепку», театральное училище имени Щепкина.

— Чему вас там научили?

— Знаете, как рассуждают студенты театральных вузов, переходя с одного курса на другой? На первом они говорят: «Я — гений, потому что попал в такой козырный институт!» На втором курсе спеси чуть убавляется: «Спору нет, я, безусловно, талантливый человек». На третьем уже появляются сомнения: «Черт знает что такое, как-то не очень все у меня получается». На четвертом курсе перед экзаменами вообще ах: «Я же полное дерьмо, что со мной будет?!» Вот так.

Учиться человек по большому счету начинает лишь тогда, когда попадает в театр, здорово, если ему повезет и театр хороший. В училище же показывают направление, куда надо стремиться. Там дают не профессию, а понятие о ней. В нашей «Щепке» дают хорошее понятие о профессии. Естественно, что это, с моей точки зрения, лучшее театральное училище.

Словом, приходя в театр, ты понимаешь, что как ничего не умел, так и не умеешь. И вот если, когда ты уже принят в театр, у тебя появляются силы и возможности опять продолжать учиться, тогда ты на правильном пути.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая