Александра Захарова: «Отец выстраивал не столько роли на сцене, сколько судьбы актерские»

В октябре Марку Захарову, знаменитому режиссеру и многолетнему руководителю театра «Ленком»,...
Марина Порк
|
13 октября 2023
Александр Абдулов, Александр Сирин, Елена Шанина, Александра Захарова, Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов
«Ему нравилось, когда актеры что-то предлагали, становились полноправными участниками творческого процесса. Отец призывал: предлагайте, предлагайте свое. И каждая репетиция отличалась от предыдущей». Александр Абдулов, Александр Сирин, Елена Шанина, Александра Захарова, Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов в спектакле «Поминальная молитва», 1989 год
Фото: А. Стернин/из архива А. Захаровой

«Разгром» тоже не приняли и стали закрывать. И тогда за спектакль вступилась Ангелина Степанова, вдова автора романа Александра Фадеева. У народной артистки в доме стояла «вертушка», она позвонила кому-то наверх, пожаловалась: как это так, моего Сашеньку запрещают, это что такое?! И на постановку пришел член Политбюро Михаил Андреевич Суслов, в галошах. Отец был смешливым, потешался над теми галошами, так уже никто по улицам не ходил. Позже признавался: «Я не понимал, что решается моя судьба. Думал, какая глупость, это же смешно — прийти в галошах на спектакль». Суслов сел в директорскую ложу, а посмотрев, аплодировал стоя. Через день «Правда» опубликовала хвалебную рецензию. Спектакль был спасен.

— Как родители решали бытовые вопросы? Где вы жили?

— Когда родители вернулись в Москву, они поселились в квартиру с бабушкой и маминой младшей сестрой в Замоскворечье. Напротив нашего дома стояло двухэтажное здание из красного кирпича — кондитерская фабрика. Вокруг постоянно витал аромат шоколада. Когда грузовики привозили какао-бобы, вписаться в оконце, куда их сплавляли, удавалось не каждому водителю. Бобы сыпались на землю, с тех пор это запах моего детства. Позже родители построили жилье в первом актерском кооперативе на углу Садового кольца и Малой Дмитровки, тогда это была улица Чехова, и мы переехали туда.

Первое мое детское воспоминание об отце такое: я лежала в кроватке и наблюдала через деревянные реечки, как он работает, пишет. Папа сидел за письменным столом с серо-голубыми ящиками, потом он перешел мне по наследству, я тоже сидела за ним и делала вид, что учу уроки. А отец работал всю жизнь. У Шварца есть «Сказка о потерянном времени». История отца — это история о непотерянном времени. Складывалось ощущение, что в его сутках было не 24 часа, а больше. Столько он успел сделать! Трудился до последней своей секундочки. Монолог одного из действующих лиц в спектакле «Капкан» отец написал в августе 2019 года, а в сентябре его не стало...

Еще одно детское воспоминание. Отец решил, что надо ребенком заниматься, и повел меня в ЦПКиО имени Горького посмотреть на аттракцион «гонка по вертикали». Я была маленькой, пока мотоциклы ездили внизу, наблюдала за ними спокойно, а когда взобрались на стены, начала дико рыдать, кричать, мне стало страшно. Люди вокруг накинулись на отца: ты что творишь, как ты додумался привести ребенка на такой аттракцион? Он схватил меня в охапку и ретировался под возмущенные крики.

— Как Марк Анатольевич стал главным режиссером Театра имени Ленинского комсомола?

— В 1973 году отец начал строить свой дом — ныне это театр «Ленком Марка Захарова», а тогда он назывался Театром Ленинского комсомола и был в жутком упадке. Потому что после недолгого периода руководства талантливейшего Анатолия Эфроса им руководил Владимир Монахов, и театр красноречиво прозвали «монахов курган». И вот отцу предложили стать главным режиссером. Тут сыграл свою роль и директор театра тех лет Рафик Гарегинович Экимян. Мудрый был человек, понимал, разумеется, что в театр надо привести сильного режиссера, настоящего художника. И вот когда в «Ленком» пришел Марк Захаров, театр стал меняться. Да в общем-то он стал совсем другим, чем был до этого, начиная с физического состояния. Зданию постарались вернуть облик дореволюционного купеческого клуба.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1,5 млн на салаты и экотропу: как ярославская школа №68 научила учеников читать этикетки и полюбить тимьян
В ярославской школе №68 теперь пахнет не только мелом и школьной столовой, но и мятой, тимьяном и базиликом. Ученики на переменах спешат не в буфет за слойкой, а на собственную экотропу «Здоровое дыхание», чтобы проверить, как подрастает их «чайный» цветник. Этот необычный для обычной школы ландшафтный проект стал возможен после грандиозной победы во всероссийской «Здоровой олимпиаде» и получения гранта в 1,5 миллиона рублей. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая