У нас в театре не было никакой «дедовщины» или покровительственного отношения старших к младшим, но я все равно трепетала перед некоторыми коллегами. Гафта ужасно боялась. Валентин Иосифович — человек-парадокс. Многие его считают сумасшедшим. Еще бы, сначала он говорит вам разные приятные вещи, называет чуть ли не гением, а стоит отойти метров на десять, Гафт заявляет: «Если этот актер и дальше будет так чудовищно играть, я уйду со сцены!» И это не лицемерие, не двуличие, в обоих случаях он не кривит душой.
Дело в том, что Валентин Иосифович все воспринимает особым образом, не так, как большинство людей. Когда он хвалит и тут же ругает какого-то актера, это означает, что с точки зрения возможностей конкретного человека тот играет хорошо, а с точки зрения вселенской правды и степени гениальности, допустимой в этой роли, — плохо. Гафту очень сложно жить, он все видит «в объеме», в нескольких измерениях, и высказывает два противоположных мнения абсолютно искренне и на полном серьезе.
Когда я объяснила для себя его психологическое устройство, страх прошел. Но я стала избегать Гафта, решила, что на него лучше не напарываться. Валентин Иосифович постоянно создает конфликт. Это вообще свойственно многим творческим личностям. Они питаются энергией конфликта и только так могут двигаться дальше. Некоторые актеры специально со всеми ругаются перед выходом на сцену. А я считаю, что высший актерский пилотаж — никого не оскорблять и ни на ком не отыгрываться, а «заводиться» от самого себя. Знаете, что сказала Мерил Стрип, когда у нее спросили, как ей удается так замечательно играть самые сложные роли? «Я ухожу куда-нибудь далеко, в декорации, где меня никто не видит, вспоминаю, сколько мне платят, и роль сразу получается!»
С Мариной Нееловой была совсем другая история. Однажды меня назначили на роль Александры в спектакль «Фантазии Фарятьева». Мою младшую сестру, школьницу, играла Марина Мстиславовна. А я в детстве в родном Тамбове покупала ее фотографии и трясущейся ручонкой клеила в альбомчик! По Нееловой с ума сходила, смотрела все фильмы с ее участием. Разговаривать со своим кумиром с позиции старшей сестры было очень непросто, и этот ввод добром не кончился — вскоре спектакль вообще сняли с репертуара. Похожая ситуация повторилась в «Трех сестрах», где я играла старшую сестру Ольгу, а Неелова — младшую Машу. У меня в глазах темнело, когда подходила Марина Мстиславовна, я не понимала, что она говорит!