Татьяна Тарасова о своем великом отце, отношениях в семье и фильме «Легенда N17»

В Зале хоккейной славы в Торонто под портретом отца прочитала: «Мир должен быть благодарен России за то, что подарила ему Анатолия Тарасова». Нет пророка в своем отечестве...
09 Декабря 2013
В каждого из своих хоккеистов отец вкладывал душу. Геннадий Цыганков, Борис Михайлов, Валерий Харламов, Владимир Петров и Владислав Третьяк на Красной площади
В каждого из своих хоккеистов отец вкладывал душу. Геннадий Цыганков, Борис Михайлов, Валерий Харламов, Владимир Петров и Владислав Третьяк на Красной площади
Фото: ИТАР-ТАСС

Лупить меня мама принялась еще не доведя до подъезда. Не было в нашей семье закона, что детей лупить нельзя. Но мы на родителей не обижались, твердо знали: они нас любят, а сегодня я даже благодарна им за науку.

Когда папа тренировал сборную СССР, наши хоккеисты девять раз подряд выигрывали золото на чемпионатах мира и Европы и трижды побеждали на Олимпиадах. Позже не раз слышала, что Тарасов был человеком жестким. Но по-другому великим тренером не стать. Эта профессия помогала ему доставать из недр человека способности, о которых тот сам и понятия не имел. Но отец делал это любя.

Он получал парней, которые толком и школу-то не осилили. Послушали бы, как они поначалу разговаривали: двух слов связать не могли.

Но папа, разглядев талант, начинал вкладывать в каждого душу, заставлял поверить в успех, в необходимость добиваться победы, тренироваться до потери сознания, чтобы реализовать свои возможности. И ребята ему безоглядно доверяли, шли за ним, не устраивали «бунт на корабле», хотя нагрузки на них сваливались нечеловеческие.

Многое из того, что показано в фильме «Легенда № 17», правда. Отец привязывал хоккеистов к бортам резиновыми жгутами, и те гоняли шайбу. Как только останавливались, резинка прибивала их к борту. Так вырабатывалась выносливость. Игрока ставили в ворота и обстреливали шайбами. Так воспитывалось мужество, в том числе и умение терпеть боль. Этот метод изобрел мой отец, он хотел не только догнать канадцев — родоначальников хоккея, но и опередить их.

Его подопечные работали на тренировках как цирковые артисты: бегали, прыгали, крутили сальто. Это был настоящий «тарасовский класс», посмотреть на который набивался полный стадион народу.

Владик Третьяк, которого отец научил всем голкиперским премудростям, сам часами бросая ему шайбу, вспоминал, как Тарасов настраивал игроков: «Терпите! Не страшно, если вернетесь без уха или без глаза: зашьем, вставим. Зато привезете золотую медаль».

Еще он рассказывал, что тренер как только его не называл: и полуфабрикатом, и болванкой — но всегда на «вы». На тренировке загонял, замечания так и сыпались на голову Третьяка. Владик обижался:

— Ну почему?

Он получал парней, которые толком и школу-то не осилили. Послушали бы, как они поначалу разговаривали: двух слов связать не могли
Он получал парней, которые толком и школу-то не осилили. Послушали бы, как они поначалу разговаривали: двух слов связать не могли
Фото: PhotoXpress.ru

И папа ему объяснил:

— Молодой человек, если я делаю вам замечания, значит, вы еще живой.

Так он воспитывал игроков.

Борис Михайлов пришел в ЦСКА из московского «Локомотива». Отец разглядел в нем талант и пригласил на встречу: «Вы, молодой человек, интересный игрок, но должны спать на клюшках, думать только о хоккее, тренироваться с утра до вечера». А Михайлова ждала дома беременная жена, но он поверил отцу, перешел в армейский клуб на меньшую зарплату, потому что мечтал работать с Тарасовым. Кстати, «спать на клюшках» приходилось не в переносном смысле. В свое время так и поступала команда ЦДКА, за которую играл отец, поскольку лед для тренировок на катке в Марьиной Роще им давали с двенадцати ночи до шести утра.

Но никто не роптал и не срывал занятий.

Валера Харламов был для папы как сын родной. Он его очень любил, но никаких поблажек не делал, заставлял пахать в спортивной шахте (так отец называл тренировки) наравне со всеми. Однажды Харламов затормозил у бортика, чтобы завязать шнурок. Отец заметил, остановил тренировку и отчитал любимого игрока: «По какому праву вы, молодой человек, украли у хоккея десять секунд?»

Кто видел фильм «Легенда № 17», знают: Валера сначала оттачивал мастерство в чебаркульской команде «Звезда», куда его отправил отец, считая, что именно там Харламов взрастит в себе лидерские качества. Помню, что Чебаркуль был у нас на прямом проводе каждый вечер. Папа звонил тренеру Владимиру Филипповичу Альферу и расспрашивал, как идут дела, давал установки: «Харламов должен тренироваться не два, а три раза в день, постоянно держите Валерия на площадке, только так из него что-то получится».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Подпишись на наш канал в Telegram
Драник «Решти» с горбушей горячего копчения: рецепт от Александра Бельковича
«Для приготовления классического швейцарского драника «Рёшти» вам понадобится сковорода диаметром 24 см», — говорит шеф-повар и телеведущий Александр Белькович.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог