Нани Брегвадзе: «Мне не нужна была такая любовь, я хотела уважения, понимания, доверия»

Пропустив во двор колонии, приказали: «Жди!» Скользнула взглядом вверх и вдруг увидела Мераба. Муж стоял на ледяной крыше, весь скрюченный, нелепый — наверное, убирал там снег.
14 Декабря 2013
Нани Брегвадзе
Нани Брегвадзе
Фото: Павел Щелканцев

Пропустив во двор колонии, приказали: «Жди!» Скользнула взглядом вверх и вдруг увидела Мераба. Муж стоял на ледяной крыше, весь скрюченный, нелепый — наверное, убирал там снег. Крикнула как-то хрипло: «Мераб!» Он ничего не ответил. «Мераби, это ты?» — опять тишина. Вот и все свидание...

Когда я подъехала к эстонской тюрьме, где отбывал срок мой муж Мераб Мамаладзе, уже стемнело.

Водитель такси с удивлением спросил:

— Почему едете так поздно?

— Была на концерте. Я певица, в Таллине на гастролях.

Он остановил машину за несколько метров до проходной и показал:

— Вам туда. Идите пешком, дорогу занесло — не смогу развернуться.

Я повиновалась. Снег был тяжелый, мокрый, плотной шапкой ложился на волосы. Кожаные ботиночки, в которых так легко шагала по теплым булыжным мостовым Тбилиси, мгновенно намокли и отяжелели. «Нани, — обратилась сама к себе, пытаясь шуткой справиться с волнением, — ты прямо как декабристка!» Стояла у серой железной двери и безнадежно давила на черную кнопку звонка.

Дверь так и не открыли. На следующий день призвала на помощь друзей: «Помогите встретиться с Мерабом. Разве могу уехать домой, не повидав мужа?» И мне разрешили свидание. Пропустив во двор колонии, приказали: «Жди на этом месте!» Осмотрелась — никого. Скользнула взглядом вверх и вдруг увидела Мераба. Он стоял на ледяной крыше в бесформенной куртке, скособоченной шапке, весь скрюченный, нелепый — наверное, убирал там снег. Крикнула, получилось как-то хрипло: «Мераб!» Он ничего не ответил. «Мераби, это ты?» — опять тишина. Стало страшно за него и так плохо на сердце, хоть волком вой. Вот и все свидание — ему даже не дали ко мне спуститься.

Ехала обратно в гостиницу и думала: «Как он, грузин, привыкший к солнцу над головой, к щедрости родной природы, еще два года продержится в этом холодном жутком месте?»

Вернулась в Тбилиси и пошла на прием к Эдуарду Шеварднадзе, он тогда, в конце шестидесятых, был министром внутренних дел.

Его все боялись, и я тоже, но выбора не было, только Шеварднадзе мог перевести заключенного из Эстонии в Грузию.

Пошла, заранее не думая, как стану вести себя, какие слова скажу, полагалась только на веление страдающего сердца. Секретарь провел в кабинет. Шеварднадзе встретил стоя, проявил уважение (я в то время уже была заслуженной артисткой Грузии), пожал руку и пригласил сесть. Улыбнулся, но произнес строго:

— Нани Георгиевна, объясните цель своего визита.

С родителями
С родителями
Фото: из личного архива Н. Брегвадзе

Хорошо, что передо мной поставили стакан воды, во рту от волнения так пересохло, что и слова не могла произнести. Сделав глоток, сказала:

— Эдуард Амвросиевич! Хочу за мужа попросить, за Мераба Мамаладзе. Он не испорчен, в карты играть не умеет, в нарды играть не умеет, даже деньги считать не умеет. Мераб ничего не воровал, просто расписывался за чужие дела, он дурак. Прошу не освобождения, а только малости — чтобы его перевели в Грузию. Пусть он умрет, но под своим небом, на своей земле, среди своих людей, а не на чужбине.

— Насколько знаю, вы с Мамаладзе расстались?

— Но не разводились, и я пришла просить не как его жена, а как друг.

— Вашу дочку зовут...

— Эка. Екатерина.

— Она переживает?

А девочка не то что не переживала, она даже и не понимала, что происходит. Маленькая еще была. Но я все равно сказала:

— Очень!

Клянусь, никогда в жизни этого не забуду: что бы ни говорили о Шеварднадзе, каким бы он ни выглядел в чужих глазах, это широкой души человек. Ни с кем не советовался, никаких бумаг не смотрел, тут же поднял трубку телефона и отдал распоряжение: «Сегодня же переведите Мамаладзе в Рустави».

Мераб потом рассказал: «Сижу в камере, вокруг еще десять заключенных, входит охранник:

— Мамаладзе, с вещами на выход!

— Что происходит?

— Пересылка.

Вывели в коридор.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Подпишись на наш канал в Telegram
Новое руководство к счастливой жизни от автора бестселлера «Хочу и буду»
В издательстве «Эксмо» во всех форматах (бумажная, электронная и аудио) выходит новая книга самого популярного психолога страны Михаила Лабковского, «Привет из детства». Он расскажет, как детские травмы, непроговоренные обиды на родителей и старые комплексы становятся грузом, который мы тащим во взрослую жизнь, и поможет отпустить прошлое и начать все с чистого листа. Жить легко, смело, а главное – счастливо.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог