Иногда мне приходится приезжать раньше всех на площадку, проверять, как работают люди. А иной раз приходится месяцами не принимать таблетки от давления, потому что они меня эмоционально тормозят. Случалось, водитель напился и фура с костюмами улетела в кювет, или из-за обледенения машина падала с моста. Или Лена сделала аэродром, а его накануне съемок ночью снесло. Или Лена построила ангар на немецком аэродроме, поднялся ветер, все повалил и разметал по сторонам. Понимаете, это же такая битва! Или начинается ликвидация объекта, и, естественно, кто-то что-то теряет. Или один раз не выставили охрану, и у нас украли часть реквизита. То есть помимо творчества, поиска правды, визуальности, деталей, нам постоянно приходится решать нетворческие проблемы: к примеру, чтобы куда-то доехать, должна быть дорога. Понятно, что такими вещами занимается администрация, но бывает, что эти физически сложно преодолимые трудности требуют и твоей большой самоотдачи.
— Как же при этом не принести производственные проблемы домой? Называя вещи своими именами, как в такой взрывоопасной ситуации не дойти до развода?
— Никак. Мы с Леной постоянно на грани развода. А что делать? Понимаете, если люди волевые чего-то хотят, с ними всегда все непросто. Но, с другой стороны, все в жизни сложно. Можно заниматься разными делами и тоже конфликтовать, зато нам друг с другом интересно жить, что немаловажно.
— Предыдущая наша встреча выпала на момент, когда вы с мамой — сценаристом Светланой Кармалитой заканчивали «Трудно быть богом» — последнюю работу вашего отца, фильм сложный и важный в творчестве Алексея Юрьевича Германа, в съемки которого он вложил огромное количество сил. Этому посвящена ваша документальная картина «Архитектор: История Алексея Германа и его фильмов». Как возникла идея сделать такую картину?
— В какой-то момент, почти сразу после смерти мамы, мы с Леной подумали, что надо рассказать о том, как снимался «Трудно быть богом». Рассказать не просто про историю создания фильма, а про моих родителей. И в 2017 году мы начали готовиться, собирать материал, обдумывать идею, оцифровывать сотни часов пленки, отсматривать ее, искать деньги.
— Как ваши родители встретились? Сразу ли поженились?
— Мама с папой познакомились в Коктебеле на пляже. Это было любимое место отдыха творческой интеллигенции, там расположен Дом отдыха СТД, недостатка в общих знакомых не было. У них сложилась компания, состоявшая из режиссеров, писателей, актеров. А между родителями почти сразу завязался роман. Отношения не закончились и после возвращения с курорта, несмотря на то что папа жил в Питере, а мама в Москве. Ставить штамп в паспорте никто не спешил, за плечами у каждого имелся опыт предыдущего развода. Так продолжалось года четыре. Тем более они почти сразу начали работать вместе, хотя мама официально не оформлялась на «Ленфильме».
В один день в дверь маминой квартиры в Москве позвонили. На пороге стоял участковый:
— Кармалита Светлана Игоревна?
— Да.
— Где вы, Светлана Игоревна, работаете?
— Официально нигде.
— Вы замужем?
— Нет.
— Значит, так и запишем: тунеядствуете. А вам известно, что по нашим советским законам вам следует незамедлительно выехать из Москвы?