— Вы упомянули об инвесторах, они тоже из Европы?
— Нет. У картины есть крупный даже не инвестор, а партнер. Продюсеры фильма были абсолютно убеждены, что его ждет успешная прокатная судьба в мире, с учетом этого в съемки были вложены большие деньги и много частных инвестиций. К сожалению, сегодня возврат их представляется маловероятным. Сейчас уже можно сказать, что мы планировали выйти в прокат с «Воздухом» в Америке и очень верили в проект. Не случилось, но ничего страшного, уверен, что фильм со временем доберет в других странах. Да и рано или поздно все изменится, такова жизнь, нет ничего вечного, меняется история, меняется мир. К картине проявили интерес в Китае, огромное по численности население которого по-прежнему ходит в кино. Мы сейчас этим занимаемся, посмотрим, что получится.
— Как известно, «Воздух» снимался достаточно долго. А в какой момент у вас возникла идея обратиться к военной истории?
— Строго говоря, она возникла не у меня. Один человек предложил мне снять картину о девушках-летчицах, и я долго обдумывал предложение, потому что изначально не был уверен, что у меня получится сделать это достойно. За последнее время у нас вышло множество фильмов, касавшихся этой тематики. Много очень неудачных фильмов, которые, на мой взгляд, сделаны спустя рукава. Когда я вижу, что в кадре у летчика на построении не застегнута гимнастерка или пилоты носят американские куртки, которые появились в Советском Союзе значительно позже, или насколько безобразно плохо пошиты костюмы, или замечаю, как неумело сделаны самолеты и в кадре видно, что они фанерные, или наблюдаю стыдную компьютерную графику, хотя авторы фильма придумали объяснение: ой, мы специально так сделали, хотели, чтобы это было похоже на комикс, — у меня возникают вопросы.
В общем, я очень боялся, что со мной случится то же самое, и сначала довольно долго не соглашался, потому что не понимал, какую технологию надо использовать, не знал, как это снять по-другому. А потом согласился. И мы с Леной Киселевой сели писать сценарий. Лена — соавтор Андрона Кончаловского, работала с ним над сценариями фильмов «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай», «Грех», «Дорогие товарищи». Мы довольно неторопливо писали сценарий «Воздуха», потом я еще долго его модернизировал. И потихоньку придумал технологию съемок, потихоньку проект, что называется, поехал.
Нас ждала масса всяких сложностей, я не мог подумать, что в России нет самолетов Як-1 и Як-1Б «на крыле», их нет в принципе. У нас имеется много модификаций самолетов Як, но модификаций, летавших в 1941-м, 1942-м вообще нет в живых, их не осталось даже в музеях. Есть лишь более поздние модификации. Я не ожидал, что у нас или где-то поблизости нет «мессершмиттов» «на крыле». Я много чего не предполагал. Все это выяснилось, когда проект был запущен и отступать стало некуда.
В картине реально много эпизодов воздушных боев, бомбардировок, танковых атак. Но мы решили минимизировать компьютерную графику и пережили немало сложностей, придумывая, как это снять. Летающие Яки и «мессершмитты» отыскались в Чехии и Польше. Ребята придумали, что мы будем использовать LED-экраны. Тогда это было в новинку, тогда еще не вышел американский космический сериал «Мандалорец», снятый на LED-экранах. Мы это придумали и протестировали. Наш SFX-, CG- и VFX-продюсер Федор Журов разработал инжиниринг специальных устройств, которые поднимают полноразмерную модель самолета на большую высоту. Большая высота нужна затем, что самолет двигается, летит вверх, вниз, LED-экран тем временем проецирует изображение за кабину. Это не «зеленка», которую надо потом дорисовывать.