Алексей Герман: «Отец не считал, что режиссеру нужно дружить с актерами»

Алексей Герман — дважды лауреат Венецианского фестиваля, сын знаменитого режиссера Алексея Германа...
Марина Порк
|
01 Февраля 2024
Елена Окопная, Анастасия Талызина, Алексей Герман, Аглая Тарасова и Елена Лядова
«В принципе, это первый фестиваль в моей жизни, когда, ничего не получив, я уезжал, абсолютно не расстроившись». Елена Окопная, Анастасия Талызина, Алексей Герман, Аглая Тарасова и Елена Лядова на Токийском кинофестивале, 2023 год
Фото: НМГ Кинопрокат/METRAFILMS

— С одной стороны, когда снимаешь картину, ты в концентрации, ты упираешься и толкаешь. С другой — со мной работает прекрасная команда, хороший оператор, моя жена Лена Окопная, выдающийся художник, которая взвалила на себя огромный пласт работы, и если бы она этого не сделала, я бы картину не вытянул. Послушайте, снять фильм — это то же самое, что построить завод.

Надо понимать, что, к примеру, у нас в съемках было задействовано 12 единиц только полноразмерных самолетов. Полк тогда мог состоять из 18 самолетов. А иногда их насчитывалось еще меньше, потому что потери в начале войны были очень большими. То есть мы фактически сформировали авиаполк, построили с нуля аэродромы. От меня требовалось просто упорство и желание сделать хорошо — вот все, что было необходимо. А потом ты безусловно расплачиваешься за это здоровьем, но таковы правила игры, что поделать?!

— Напомню, в свое время Елена Окопная получила «Серебряного медведя» Берлинского международного кинофестиваля как художник-постановщик вашего фильма «Довлатов». Когда я смотрела вашу драму «Дело», действие которой разворачивается в одной комнате, была в восхищении от работы вашей жены, потому что не обнаружила ни единого сантиметра в том пространстве, которое не было бы ею освоено. Владимир Меньшов, снимавший «Москва слезам не верит», предъявлял к жене, исполнительнице главной роли Вере Алентовой, повышенные требования и нередко доводил ее до слез. А как вам работается вместе с Еленой?

— Всегда тяжело. У Лены большая команда, у меня большая команда. В какой-то момент начинаются конфликты команд. Лена защищает своих, я защищаю своих. Идет выяснение: а кто виноват, что что-то забылось? Мои утверждают, что виноваты Ленины, Ленины возражают, что виноваты мои.

— Что же может забыться?

— Представьте, у нас работает 200 человек массовки. Эти 200 человек выбираются из 10 тысяч. Иногда они попадают в кадр, иногда не попадают, но в любом случае все 200 заранее одеваются для съемок, фотографируются, а потом иногда и переодеваются. Дальше, поскольку у нас большое производство, в котором задействовано много людей, начинаются несовпадения: этот человек должен быть в кадре, а его нет, здесь написано, что в этом эпизоде снимается, к примеру, 75 человек, а вызвано 50. То есть это целое дело.

Потом Лена всегда маниакально тщательная, это такое сложное плетение. Она, как тщательный художник, видит кирпичную стену метров пятнадцать высотой более позднего периода и требует: «Давай закрасим». Я говорю: «Денег нет». Она настаивает: «Нет, давай закрасим». Я предлагаю компромисс: «Давай дымом закроем». Так мы спорим. Но это же хорошо, это состояние поиска. Самая большая проблема во время съемок возникла, когда мы ввели электронный документооборот. Есть такая программа, куда каждый департамент вносит в единое пространство, которое находится в «облаке», свою информацию по съемкам, по подготовке. И это привело к катастрофе, потому что все начало двоиться и троиться. В итоге мы были вынуждены вернуться к тому, что было прежде, — компьютер, ввод, распечатка, совещание.

Всегда страшно тщательная Лена требует от всех в работе сверхусилий. Она нервничает, я нервничаю, все нервничают, потому что каждый съемочный день — это такая маленькая битва, которую, по идее, нельзя проиграть. Ты можешь переснять одну сцену, которая не устроила Лену, две, ну три, и то не всегда пересъемки приведут к улучшению. Ты же не можешь, как Тарковский, переснять всю картину полностью, как это было на «Сталкере», поэтому все надо делать по максимуму. А для того чтобы делать по максимуму, существует масса тонкостей и правил, и даже не правил, а наоборот, каких-то озарений. 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Подпишись на наш канал в Telegram
Акшая Тритья: как провести 10 мая, чтобы получить подарки судьбы
«В индийской астрологии есть один особенный и совершенно удивительный день, который с каждым годом обретает всё большую популярность даже среди тех, кто не знаком с ведической культурой и не увлечен астрологией. Такой интерес можно объяснить недостатком оптимизма и положительных эмоций, а также отсутствием веры в исполнение своих желаний. Поэтому день, открывающий огромные перспективы и исполняющий самые заветные желания, становится невероятно ценным», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог