Леонид Серебренников. Сейчас или никогда

Его голос звучит в полусотне фильмов, в нескольких из них он пел за персонажей, причем таких...
Ирина Майорова
|
01 Января 2022
Екатерина Гусева
После теракта труппу «Норд-Оста» распустили, и я подумал о Кате: «Бедная девочка, она же осталась без работы!» Не знал, что Гусева востребована в кино
Фото: Сергей Гаврилов

Вот перед таким человеком-легендой я и предстал на конкурсе. Прочел все, что попросили, вижу некое замешательство на лице председателя. После паузы Анненков манит рукой: «Иди-ка сюда ко мне. Расскажи, куда еще поступал, почему не приняли».

Я все честно поведал, не забыв про «приговор» Макаровой и ноу-хау с ниткой — по-моему, даже продемонстрировал стянутые зубы.

На другой день приезжаю в училище, читаю список поступивших и вижу свою фамилию. Прохрипев «Попал...», сползаю на пол рядом с доской объявлений — в тот момент понял, что значит «ноги не держат». Поднимаюсь, снова нахожу себя в списке и кручу головой по сторонам: спросить бы у кого, не мерещится ли мне моя фамилия...

Потом Анненков скажет, что студентом я стал благодаря истории с зубами, которая его очень тронула.

Учился старательно и с интересом, но повода быть особо отмеченным мастеру не давал. До той поры, пока Николай Александрович на одном из занятий не объявил, что сегодня предстоят этюды на тему «Зоопарк». Мастер и его жена, педагог по актерскому мастерству Татьяна Митрофановна Якушенко, как обычно, сидели во главе длинного стола, мы — по обеим сторонам. Первыми задания получили те, кто был в авангарде, дальше — по мере удаления. Я замыкал правый ряд и будучи страшно стеснительным, завидовал раскованности однокурсников, лихо изображавших маралов, страусов, жирафов, и с замиранием сердца ждал своей очереди. И вот мастер командует: «Серебренников, обезьяну!»

И тут со мной что-то произошло — наверное от отчаяния. С горловым «гы-гы», почесываясь на ходу, на полусогнутых доскакал до торца стола, запрыгнул на него прямо перед мастером и педагогом и уже на столешнице исполнил какой-то безумный обезьяний танец. Анненков с женой и однокурсники просто попадали от смеха. Потом Николай Александрович даже приглашал педагога из «Щуки» Тер-Захарову, чтобы показывать меня в образе макаки.

На втором курсе ставили отрывки из спектаклей. Поскольку особых актерских навыков приобрести еще никому не удалось, включали в сюжет то, что умели делать до поступления. Одна девочка виртуозно играла на фортепиано, парень исполнял сложные акробатические трюки. Я в образе Владьки Карпова из пьесы по повести Василия Аксенова «Коллеги» (по ней был еще снят прекрасный фильм с участием Василия Ливанова, Олега Анофриева и Василия Ланового), аккомпанируя себе на гитаре, пел романс из репертуара Шульженко «Руки». Действие происходило в комнате общежития, моя партнерша-однокурсница якобы гладила белье, а я развлекал ее вокалом. Допев романс до конца, начинаю диалог: «Так вот...», который Анненков прерывает стуком по столу: «Стоп, с начала». Переглядываемся с партнершей: значит, не понравилось. Снова исполняю романс, и опять на последнем аккорде — стук по столу: «Стоп, еще раз». Не разжимая губ, шиплю на однокурсницу:

— Может, ты гладишь плохо, ненатурально?

— А может, это ты не так поешь?! — огрызается она.

Начинаем все сызнова. Теперь Анненков дает нам наконец закончить диалог, после чего в репетиционном зале повисает мертвая тишина. В ожидании приговора сижу уставившись в пол. Проходит полминуты, усилием воли поднимаю глаза и вижу раскинувшегося в кресле мастера — вид у него благостный, даже лирический: «Слушай, спой еще раз».

Когда занятие закончилось, Николай Александрович подозвал меня и сказал пророческие слова: «Не знаю, как у тебя сложится судьба в театре и кино, но в пении ты можешь достичь неплохих результатов. Подумай над этим».

В тот момент я уже размышлял о том, чтобы всерьез заняться вокалом и начать по-настоящему осваивать гитару — имеющихся навыков хватало разве что для исполнения бардовских песен и простеньких романсов. Стимул был убойным — зависть. На нашем курсе учился Георгий Пусеп — тот самый, что после смерти Евгения Евстигнеева женился на его вдове Ирине Цывиной. Черноволосый красавец, этакий Омар Шариф. А уж когда брал в руки гитару и начинал петь — все девчонки были у его ног.

Чтобы расширить вокальный диапазон, дома ставил на магнитофон «Яуза» бобины с записями Ободзинского, Лемешева, Азнавура, Пола Янга, Хампердинка и пел вместе с ними — раскачивал голос, постепенно осваивая нижние и верхние регистры. В начале третьего курса после летних каникул, во время которых я, открыв балкон, регулярно услаждал пением слух соседей, педагог по вокалу Марина Петровна Никольская изумленно спросила: «Леня, а что у вас с голосом?» Я во всем признался. Даже в том, что распеваюсь под «иностранщину». Преподаватель попросила показать, как это происходит. На другой день притащил в училище тяжеленную «Яузу». Заперлись с Мариной Петровной в дальней аудитории, чтобы никто не застал за прослушиванием запрещенной музыки. По завершении моего выступления в дуэте с мировыми звездами Никольская сказала: «Хорошо. Продолжай в том же духе».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая