Антуан увлеченно рисовал актеров — играющих на сцене, беседующих, напевающих под звуки струн. К ним прибавились и другие персонажи. Художник и хранитель коллекций Люксембургского дворца Клод Одран пригласил его пожить в своих владениях и посмотреть собранную там живопись. Во дворце хранились произведения, которые сочли лишними в Версале, но Антуан понимал, что попал в сказку. Чего стоили одни полотна Питера Пауля Рубенса — фламандца, то есть земляка Ватто, со сценами из жизни Марии Медичи, для которой и был построен дворец!.. А регулярный французский парк, слегка запущенный и оттого вызывающий романтическое настроение? Воображение рисовало в его аллеях легкие, словно тающие фигуры дам и кавалеров, прогуливающихся или сидящих под густой зеленой сенью.
Но прочь, прочь из этого эдема: фантазия, как вольный ветер, не терпит стен, пусть и дворцовых. Что если махнуть в Италию, откуда родом те милые сердцу комедианты и куда испокон веку стремятся все художники? Ватто представил свои картины на конкурс, наградой в котором служила пенсионерская поездка в Рим... и занял второе место. Разочарованный, он уехал на родину.
Валансьен оказался в дыму очередной войны. Как-то Антуан познакомился с лечившимся после ранения офицером, который так рассказывал о сражениях, что возбудил фантазию художника. Тем более что одну батальную сцену он написал еще в Париже, ее купил известный коллекционер и заказал вторую картину. Ватто принялся за работу, хотя изображения битв у него если и возникали, то вдали, на заднем плане. Главными действующими лицами были солдаты, отдыхавшие, сидевшие в раздумьях на земле под деревьями, — и молодые женщины, невесть каким ветром занесенные в эти пропахшие порохом края. То ли жены, то ли подруги, то ли прекрасные видения, возникшие посреди бедствий пред взором измученных вояк...