Валерий Плотников. Друзей моих прекрасные черты

Как правило, судьба фотографа и история его работ остаются за кадром. Мы решили восстановить...
Павел Соседов
|
01 Декабря 2021

Каша для Ростроповича

Мстислав Ростропович
Кадр, на котором Ростропович запечатлен во фраке и с дирижерской палочкой, снят из-за столика, стоящего в голубой гостиной Большого зала Филармонии
Фото: Валерий Плотников

Первая моя съемка Мстислава Леопольдовича состоялась в 1966-м. Я, тогда студент ВГИКа, в свободное время старался посещать консерваторию и знал, что должна состояться премьера Второго концерта Шостаковича для виолончели с оркестром, который композитор посвятил Ростроповичу.

С Мстиславом Леопольдовичем я уже был знаком благодаря его ученице Наташе Гутман и решил сделать фотографию маэстро с исторического концерта. Ростропович всегда выступал в лакированной обуви. Я задумал из зала снизу широкоугольным объективом снять его так, чтобы в туфлях отразился весь зал консерватории. А виолончель в руках Ростроповича в таком ракурсе будет уходить ввысь, как московские высотки.

Сказано — сделано: сел в центр вплотную к сцене. И — о ужас! — из-за кулис выходит Ростропович в начищенных гуталином ботинках. Премьера, Шостакович, а у музыканта ничего не отражается в лаковых штиблетах!

Ладно, думаю, сниму хотя бы кадр с виолончелью в виде высотки. А у меня тогда была гэдээровская камера по прозвищу «Пентагон». Работает она жутко — прежде чем сделать кадр, надо несколькими скрипящими движениями перевести пленку, после чего щелчком поднимется зеркало, следом — с шумом шторка, потом зеркало упадет. Для затаившего дыхание зала это чудовищные звуки. Начинаю снимать, а на меня бабушки шипят со всех сторон: «Молодой человек, что вы себе позволяете?! Прекратите хулиганить! Как вам не стыдно?!» Но самое смешное, что и Ростропович, который знал меня в лицо, шепчет картаво со сцены: «Пегестань, пегестань!» — а сам, изображая вдохновение, «пилит» дальше. И так на протяжении всего концерта.

С той съемки я отобрал единственный кадр, на котором Мстислав Леопольдович держит смычок вертикально, как палаш. А поднял он его, чтобы оторвать лопнувший на смычке волос. Вот этот кадр я и поймал.

У Ростроповича, наверное единственного из музыкантов в стране, была иномарка — «фольксваген». В нем замечательно помещалась виолончель. Помню, я сидел на заднем сиденье и эту виолончель придерживал, а Мстислав Леопольдович за рулем куда-то мчал меня по Кутузовскому проспекту и был так увлечен своим рассказом, что периодически, не выпуская руля, поворачивался ко мне, забывая про дорогу. Я напоминал, что он ведет машину и не мешало бы смотреть вперед. Тот соглашался и разворачивался к рулю. Но хватало его внимания ненадолго — он снова и снова отвлекался...

В свое время Святослав Рихтер переживал, что не успел «перекупить» Солженицына у Ростроповича. Но тогда за Александра Исаевича, которого Ростропович с Вишневской поселили на своей даче, артистам «перекрыли кислород». Единственное, что оставили, — камерные выступления. И Мстислав Леопольдович выступал концертмейстером Галины Павловны. Помню, как он, аккомпанируя жене на рояле, довольно поглядывал в зал: мол, моя-то как поет!

Потом великие артисты были высланы из страны. Их возвращения на Родину добился Николай Губенко, ставший к этому времени министром культуры СССР. Он и Любимову устроил триумфальное возвращение. Губенко иногда приглашал меня в качестве фотографа на важные встречи. Нас с Николаем даже пропустили в «Боинг-747», на второй этаж, где я и снял первые кадры Ростроповича и Вишневской на родной земле.

Мстислава Леопольдовича пригласили записать в Санкт-Петербурге оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Продюсер Давид Смелянский предложил мне снять рекламную кампанию к премьере. В назначенный день Анатолий Собчак на своем «вольво» привез Ростроповича ко мне в мастерскую на Пушкинской улице. Собчак был интеллигентным, тонким, образованным человеком — он прекрасно понимал величину Ростроповича в искусстве. Только этим можно объяснить личное участие мэра в проекте.

Я никогда не снимаю своих героев в чем попало. Мои персонажи не бывают одеты в ковбойку, майку, рубашку розового или лимонного цвета. И вдруг вижу Ростроповича в своей студии в галстуке и розовой рубашке! Я ужаснулся, но нашел выход. Анатолий Александрович славился вкусом и элегантностью — он всегда был одет с иголочки. Я взял и накинул пальто Собчака на Ростроповича. Развернул стул спинкой к камере, усадил на него Славу — он любил, чтобы его так называли, а руки попросил положить на спинку стула, чтобы прикрыть рубашку. Получился стильный кадр.

В какой-то момент в студии появилась Люда Нарусова с завернутой в плед или шаль кастрюлей. В ней оказалась гречневая каша, которую Ростропович и Собчак, взяв ложки, принялись немедленно «по-фронтовому» есть прямо из «котелка»! Я понял — это кадр. Схватил фотоаппарат и начал снимать. И лишь после этого заметил: «У меня вообще-то тарелки есть!»

А кадр, на котором Мстислав Леопольдович запечатлен во фраке и с дирижерской палочкой, был снят — вы удивитесь — из-за столика. Мне очень нравится этот антикварный столик, который стоит в голубой гостиной Большого зала Филармонии имени Шостаковича в Санкт-Петербурге. Когда-то, в 1978 году, за этим столиком в похожем фраке и с дирижерской палочкой я снял Геннадия Рождественского. И вот спустя почти двадцать лет, в 1996-м, запечатлел этот же, но уже отреставрированный столик с другим великим музыкантом.

1 2 3 4 5 6 7 8
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая