Валерий Плотников. Друзей моих прекрасные черты

Как правило, судьба фотографа и история его работ остаются за кадром. Мы решили восстановить...
Павел Соседов
|
01 Декабря 2021

Одуванчики для Алисы

Алиса Фрейндлих. Фото
Алиса Фрейндлих
Фото: Валерий Плотников

До сих пор слышу ангельский голос Алисы Фрейндлих в ее ранних ролях на сцене. Как она пела в «Укрощении строптивой»! А в«Дульсинее Тобосской» Александра Володина: «Каждой женщине хочется быть Дульсинеей хоть на час, хоть на миг, хоть во сне, хоть в мечте!» Алиса на сцене царила! Я понимал уникальность этой актрисы и, конечно, мечтал с ней поработать.

Учась во ВГИКе, задумал сделать фоторепортаж. Его можно было бы озаглавить «Уильям Шекспир. Путешествие из Петербурга в Москву». Я решил снять три лучших шекспировских спектакля в Санкт-Петербурге и три в Москве. В Северной столице это были «Генрих IV» в БДТ Товстоногова с Борисовым, Лебедевым, Стржельчиком, Копеляном; «Гамлет» Зиновия Корогодского с Тараторкиным, Соколовой, Шурановой, Каморным и, конечно, «Укрощение строптивой» Игоря Владимирова с Алисой Фрейндлих. В Москве — «Гамлет» в моем любимом Театре на Таганке с Высоцким и Демидовой; «Ромео и Джульетта» Анатолия Эфроса и «Антоний и Клеопатра», который я ласково называл «Тоня и Клепа», в Театре Вахтангова с Борисовой, Ульяновым и Лановым.

Свой шекспировский проект я осуществил. Алиса Бруновна видела мои фотографии, снятые на спектакле. Ей они понравились, возникло доверие, и у меня появилась возможность попасть за кулисы, а из-за кулис я как-то органично переместился в дом Фрейндлих и Владимирова. Они жили наискосок от театра на улице Рубинштейна. Это была настоящая петербургская квартира с прекрасным интерьером. Когда выстраивал кадр, мне позволялось делать и некоторые перестановки мебели. Кстати, хозяева иных квартир даже их фиксировали как удачные дизайнерские находки.

Мне хотелось сделать парный портрет Фрейндлих и Владимирова. Но чтобы придать ему какой-то сюжетности, я дал Алисе в руки колоду карт и посадил ее за кабинетный столик зеленого сукна перед антикварным бюро. Карты Алиса разложила неким пасьянсом перед собой, а Игорь Владимиров встал у нее за плечами. Человеком он был сосредоточенным, даже угрюмым — таким и остался на фотографиях, но против моей «режиссуры» не возражал.

В другом портрете Алисы мне очень хотелось отразить ее невесомость, нежность и удивительность. Хотелось чего-то весеннего, расцветающего — это так соответствовало ее натуре. Но где снимать актрису? Выезжать ради фотосессии за город у Фрейндлих времени не было. Место нашлось само собой. На Крестовском острове я регулярно играл в теннис на ленфильмовских кортах. И вдруг там образовалась целая поляна белых воздушных одуванчиков! Было ощущение, что они «взошли» специально для Алисы, будто ожила сказка Льюиса Кэрролла.

Эта фотография про Алису, которой я по-настоящему горжусь. В ней нет ничего приземленного, никакой конкретики. Образ вне времени.

Кстати, когда-то я упустил интересную возможность поработать с Алисой Фрейндлих. Но для этого надо рассказать предысторию.

Андрей Тарковский пригласил меня работать штатным фотографом на «Солярисе», но отношения с режиссером на съемочной площадке не сложились. Я ушел по-английски. Не вдаваясь в подробности, скажу: указывать Тарковскому, как надо снимать кино, или делать замечания я не считал возможным. Вот и самоустранился.

Оператор Георгий Иванович Рерберг, у которого я стажировался на фильмах Андрона Кончаловского, позже работал с Тарковским на «Сталкере», где снималась Алиса Фрейндлих. И вот однажды, встретив меня на киностудии, Рерберг предложил:

— Валера, у нас такие потрясающие декорации на картине. Приходи — поснимаешь.

— Георгий Иванович, — говорю, — спросите у Тарковского — если он не против, я приду.

Буквально через несколько дней вновь пересекаемся с Георгием Ивановичем на студии, и он в полной растерянности спрашивает: «Слушай, Валера, что ты ему такого сделал? Когда я упомянул твое имя, Андрей взвился и побежал по потолку, извергая ругательства».

Знаете, я не жалею, что ушел с «Соляриса». Но очень жалею о том, что не встретился лишний раз в работе с Алисой Фрейндлих!

1 2 3 4 5 6 7 8
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая