Валерий Плотников. Друзей моих прекрасные черты

Как правило, судьба фотографа и история его работ остаются за кадром. Мы решили восстановить...
Павел Соседов
|
01 Декабря 2021

Тлетворное влияние Шемякина

Михаил Шемякин. Фото
Михаил Шемякин
Фото: Валерий Плотников

В Санкт-Петербурге я учился в СХШ — художественной школе для одаренных детей. Шемякин туда попал, когда его семья вернулась из Германии, где служил отец. С Мишей мы подружились — он стал моим соседом по парте и принялся меня просвещать.

Шемякин был убедителен в своей любви к Брейгелю, Босху, Кранаху, Мемлингу, открыл мне импрессионистов — всех тех, кто не существовал в системе советских ценностей, кого обходили вниманием даже в художественных школах. Помню, в Эрмитаж из Москвы приехала выставка Пабло Пикассо и нам в СХШ сказали, что каждого, кто будет замечен на ней, отчислят.

Поэтому мы занимались самообразованием: ходили в музеи, изучали репродукции. От моего дома до Академии художеств, где была наша любимая роскошная библиотека, ходили трамвай и троллейбус. Но троллейбус шел по Невскому напрямую и стоил сорок копеек, а трамвай долго петлял, зато стоил на гривенник дешевле. Я выходил пораньше, а на сэкономленные десять копеек мы с Мишей покупали в столовой академии капустный салат за шесть копеек, а на оставшиеся четыре — четыре стакана газировки без сиропа. Черный хлеб и горчица стояли на столах бесплатно.

За год «тлетворного влияния Шемякина» я отрекся от всего, что было дорого, и вышел за пределы идеологических рамок школьной программы. После того как мы нарисовали зачетные работы в стиле запрещенных мастеров, из СХШ нас исключили.

Я перешел в художественную школу при училище барона Штиглица. Она считалось ниже рангом, чем СХШ, но атмосфера там была более демократичной.

Позже выяснилось, что мы с Мишей пошли «служить искусству» на одну и ту же должность. Он устроился такелажником в Эрмитаж, а я — в Русский музей. Помню, пер с коллегами по лестнице бюст гражданина Ульянова. Ничего тяжелее в жизни не таскал и боялся, что уроню вождя и испорчу мраморную лестницу.

Первая выставка Шемякина проходила в редакции журнала «Звезда» в 1962 году. Все шло к тому, что Миша станет гениальным художником, но в СССР его таланту места не нашлось. Шемякина не выставляли, Шемякина запрещали, Шемякина пытались обуздать и перевоспитать всеми доступными способами, включая самые жестокие — вплоть до психушки.

Мишу отпустили за границу, когда он пообещал вплавь пересечь Финский залив. Я в то время учился в Москве во ВГИКе, и на какое-то время наши пути разошлись.

Вернулся в Санкт-Петербург Шемякин уже художником с мировым именем. Это было начало девяностых — люди не жили, а выживали. Миша стал устраивать встречи со старыми друзьями в ресторане гостиницы «Астория» и угощал от всей широты своей душевной. Собирались и наши однокурсники из СХШ, хотя от класса остались осколки: одни эмигрировали, другие и вовсе ушли в мир иной...

Экзотичный Шемякин выделялся на фоне ветшающей Северной столицы. Мне захотелось сыграть на контрасте: снять Мишу в иной декорации — на фоне Петербурга Достоевского, в каком-нибудь угрюмом дворе-колодце.

Стояли жаркие дни, а в кадре мне требовалось создать атмосферу сырости и затхлости. Я нашел обшарпанную кирпичную стену, и чтобы придать ей законченный вид, решил перед съемкой полить ее водой. У меня в мастерской стояла канистра — бензин в девяностые был страшным дефицитом. Помню, мне срочно нужно было в Москву и я, чтобы достать бензин, был вынужден обратиться лично к Анатолию Собчаку. Мэр сказал: «Выпишу сорок литров. Ночью подъедешь по указанному адресу, но машину оставь квартала за два. Посмотри, чтобы вокруг никого не было...» Дальше как в фильме про разведчика: подойдешь, постучишь три раза, «спросишь, продается ли славянский шкаф...» Вот для этих целей я и держал канистру. Наполнив ее водой, приехал на съемку. Мишу усадил на барный стул, полил стену за его спиной. Иду к камере, Шемякин же в это время отодвигается от стены вместе со стулом. Я его придвигаю обратно. Возвращаюсь к аппарату. В кадре вижу сухую стену — кирпичи раскалились на солнце и вода успела испариться. Снова поливаю стену и пока возвращаюсь к фотоаппарату, Миша отодвигается...

Наконец удалось сделать кадр, на котором и Шемякин, и стена в фокусе. По дороге в студию спрашиваю:

— Миша, чего ты все время отодвигался? Мы столько времени зря потратили!

— Валера, так я думал, что ты стену за моей спиной хочешь поджечь в кадре! Для этого и поливаешь ее бензином.

У Шемякина после приезда в Петербург сложились хорошие отношения с Собчаком, и они договорились установить в Петропавловской крепости памятник Петру Первому. Когда в Нью-Йорке я был в Мишиной мастерской в Сохо, он показал отлитый эскиз головы императора, увенчанной лавровым веночком. Я сыронизировал:

— Погорячился ты с веночком-то. В первую же ночь его скоммуниздят.

— Ты что? — возмутился Шемякин. — Памятник установят во дворе крепости! Там круглосуточная охрана.

— Не беспокойся, — говорю, — народные умельцы все преодолеют.

Так вот, когда Миша меня пригласил на открытие памятника и с Петра упало покрывало, я увидел, что венка на императоре нет.

— Все-таки отказался от венчика — внял моему совету? — спрашиваю.

— Ты чего? — стал уверять он в ответ. — Никакого венка и не было!

— Да? А вот на фотографии из мастерской есть!

Работая над следующей скульптурной композицией для города, Шемякин моему совету не внял. Памятник архитекторам — первостроителям Петербурга установили в 1995 году недалеко от Сампсониевского собора, и представлял он собой гранитную стену с окном-аркой и металлическими медальонами. Перед окном — стол с натюрмортом из различных предметов и кресло в голландском стиле. Когда я это увидел, заметил:

— Миша, это же все упрут!

— Нет, Валера, там космическая сварка! Не смогут!

— Миша, — говорю, — на каждую космическую сварку найдется антикосмический сварщик.

Не переубедил. Памятник открыли, Шемякин уехал. Я в то время жил недалеко и всякий раз, проезжая мимо, обнаруживал, что с Мишиного творения исчезла очередная деталь. Когда предметы на столе закончились, пришла очередь стола и кресла. К 2000 году от композиции не осталось ничего, кроме гранитной арки да таблички с информацией, кто отливал памятник...

1 2 3 4 5 6 7 8
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог