Джек Лондон. Камень, который отвергли строители

Он уже и сам не знал, чего хочет больше — уснуть или умереть. И в эту ночь его будто качало на...
Ханна Лебовски
|
01 января 2021
Гленн Форд, Эвелин Киз и Клер Тревор
В «Мартине Идене» Лондон выведет Мэйбл под именем Руфи Морз. Опишет, как поклялся достичь высот, в которых парит его недосягаемая возлюбленная, как ради нее трудился и преодолевал себя, как идеализировал в сущности совсем несложную женщину. Гленн Форд, Эвелин Киз и Клер Тревор в фильме «Приключения Мартина Идена», США, 1942 год
Фото: Courtesy Everett Collection/East News

Именно из-за нее он начал писать осознанно и целеустремленно. Словно Мэйбл своей маленькой ручкой подняла какой-то рычаг, разрушила плотину, и наружу свободно хлынула вода. Мысли, переживания, события — все, что Джек испытал и осмыслил, теперь можно было описать, выплеснуть, поделиться с другими. Именно из-за Мэйбл он совершил колоссальный рывок в надежде подняться до ее уровня — занялся самообразованием, даже поступил в университет, который, впрочем, спустя три семестра бросил: оказалось нечем платить.

При этом было необходимо работать, и он в который раз обрек себя на каторжный труд, нанявшись в прачечную — стирать, крахмалить и гладить. Восемьдесят часов в неделю, усталость загнанной лошади, драгоценные минуты, когда последним усилием заставлял себя писать, и редкие часы, когда удавалось увидеть Мэйбл, ради которой все это и делалось и которая даже не подозревала о цене, которую Джек платил за свою любовь.

Возможность однажды на ней жениться маячила перед Лондоном как морковка перед ослом, и он был готов на все. Когда Америку сотрясла золотая лихорадка, в числе первых ринулся в Клондайк в надежде разбогатеть. Как и все, что он пережил за свою недолгую, но предельно насыщенную жизнь, быт старателей Джек однажды опишет. И это станет его единственной добычей. Опыт да цинга, от которой едва не погибнет. И ни унции золота.

Мэйбл ничего из пережитого рассказать было нельзя. Ни о морских приключениях, ни о марше бродяг и месяце в тюрьме, ни о Клондайке. Она ведь такая нежная, как можно осквернять ее слух именем устричного пирата Сатаны Нельсона, упоминанием старателя по кличке Время-не-ждет, описанием северных охотников, индейцев и «желтоногих»... Ей невозможно рассказать о том, что всю жизнь он, отказывая себе во всем, кормит семью, а теперь, когда умер отчим, ответственность стала еще больше. Как объяснить ей, что значит быть кочегаром или рабочим на джутовой фабрике?

Работы теперь совсем не было, рассказы, повести и заметки никуда не брали. Джек перебивался любыми случайными поденными возможностями, не брезгуя ничем, и заложил или продал все, что мог. Теперь он почти не виделся с Мэйбл — попросту не в чем было к ней приходить, из одежды осталось только нищенское тряпье. В двадцать два он казался себе изверившимся глубоким стариком. В конце концов твердо решил бросить пустые мечты о писательстве и поступить в почтовую службу. Именно в этот момент судьба сжалилась: пришли первые гонорары и Джек словно оттолкнулся от дна.

Позже Лондон опишет все это в «Мартине Идене», где выведет Мэйбл под именем Руфи Морз. Опишет, как поклялся достичь высот, в которых парит его недосягаемая возлюбленная. Как ради нее трудился и преодолевал себя. Как менял походку и речь, буквально вытесывая из себя более утонченную личность. Как идеализировал в сущности совсем несложную женщину, душевные качества которой оставляли в общем-то желать много лучшего. Как перерос ее и сам этого не заметил, а когда заметил — пришел в священный ужас, но Мэйбл как раз вовсе не стремилась догонять и расти теперь уже до него.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Магия чисел от лотереи «Мечталлион»
Мы запускаем волшебный отсчет, где раскроем интересные факты о числах от 1 до 31.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая