После смерти Гауди строительство собора возглавил один из его самых талантливых учеников — Доменек Суграньес, работавший с мастером с 1902 года. Но дело двигалось крайне медленно — средств постоянно не хватало. В 1936 году, когда в Испании началась гражданская война, немногие чертежи и эскизы, сделанные рукой Антонио, а также его макеты уничтожили каталонские анархисты, напавшие на Саграду Фамилию. Сожгли они и мастерскую мэтра. Его помощники по кусочкам складывали чудом сохранившиеся наброски, по фотографиям восстанавливали макеты.
Только в 1952 году диктатор Франко, поняв, что творение Гауди может стать отличной приманкой для туристов, распорядился возобновить стройку.
В начале нулевых над собором Святого Семейства нависла очередная угроза. Власти вознамерились соединить Мадрид и Барселону высокоскоростной железнодорожной магистралью. Тоннель диаметром двенадцать метров планировали проложить прямо перед Саградой, невзирая на предостережения ученых: грунт на этом участке содержит большой процент песка и насыщен водой. Эксперты всерьез опасались оседания почвы, подмыва фундамента собора и появления трещин от вибрации проходящих на большой скорости поездов. Специалисты, в том числе японские и американские, предупреждали о реальном риске, которому подвергнется храм, тем более что вблизи уже проложена ветка метро.
Общественность Барселоны встала на защиту шедевра. Жители собирали подписи, устраивали пикеты. Против строительства тоннеля выступали архиепископ Барселонский и Международный совет по памятникам и историческим местам. Увы, все оказалось напрасным. Правительство страны и городские власти не стали менять планы, горячо убеждая критиков проекта в его полной безвредности. Национальная судебная палата вынесла пять отказов по искам об остановке строительства, мотивируя это тем, что «до сих пор не зафиксировано никаких аномалий». Появятся ли они в дальнейшем — покажет время...