Отныне Уточкин мечтал о настоящих полетах — первые восторги по поводу воздушного шара прошли быстро, ему как воздух были необходимы движение, скорость, драйв. И судьба пошла Сергею навстречу.
Еще году в 1909-м банкир барон Иван Спиридонович Ксидиас доставил в Одессу самолет марки «Фарман». На нем летал легендарный Михаил Ефимов, который казался Уточкину посланником богов. Однажды Михаила вызвали в Москву на испытания, Уточкин воспользовался этим и уговорил Ксидиаса разрешить ему полетать на «Фармане». Самолет стоял в ангаре на ипподроме, взлетать с короткой дорожки было смертельно опасно, но хитрый Ксидиас согласился: машина застрахована, а рискованный взлет мог стать блестящей рекламой фирме грека. Он собирался построить в Одессе большой аэродром и открыть пассажирскую линию.
Это был первый полет Сергея на аэроплане. Взлетел он чудом. Самолет едва успел набрать скорость, как дорожка закончилась. Уточкин резко дал газ и потянул штурвал на себя. Аэроплан свечой взвился в небо и понесся над Ланжероном в сторону Аркадии. Никогда до сих пор Уточкин не испытывал такого восторга. Езда на мотоцикле и автомобиле не шла ни в какое сравнение с полетом на аэроплане. Приземляясь, он немного не рассчитал, задел колесами крышу над трибунами и слегка повредил правое крыло о ворота ангара. Маленькая авария нисколько не расстроила Ксидиаса — у него появился запасной летчик, конкурент Ефимова. Банкир тотчас выдал деньги на починку, и на другой день Сергей с механиком привели самолет в порядок.
С этого полета началась головокружительная карьера Уточкина-авиатора. Он летал на аэроплане в семидесяти городах мира. Завоевал десятки наград, которые ценил не больше выкуренной сигары и никакого состояния не нажил. Напротив, тратил личные средства на покупку снаряжения и поездки на соревнования. И никогда никому не отказывал в деньгах: щедрость и отзывчивость Сергея были известны не только в Одессе.