Полная версия сайта

Иосиф Райхельгауз. Мой театральный роман

Художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» о работе с Валентином Гафтом, Ириной Алферовой, Альбертом Филозовым, Любовью Полищук, Людмилой Гурченко... и о том, почему был вынужден снять с роли Анастасию Волочкову.

Юрий Гребенщиков, Лидия Савченко и Эммануил Виторган
AD

— Иосиф написал сценическую редакцию вашей повести. Если что-то не понравится — все поправим.

— Ну, раз Иосиф написал, пусть читает.

Симонов сказал, что ему все понравилось, он дает разрешение на постановку: «Режиссером будет тоже Иосиф?» Так я получил первую самостоятельную работу в «Современнике» и гигантский гонорар в четыре тысячи рублей как соавтор Симонова. По уставу театра судьбу будущего спектакля решала труппа. Читка прошла спокойно, против проголосовал один-единственный человек. Валентин Иосифович Гафт темпераментно и яростно доказывал: «Такая жуткая скука не может заинтересовать ни одного нормального человека!» Но я влюбился в этого актера с первого взгляда и решил, что главную роль должен играть именно он. «Ты безумец, — предостерегала Волчек. — Валя — человек непредсказуемый, я сама его боюсь». Тем не менее Гафта я уговорил. А на эпизодические роли самоуверенно назначил Табакова, Волчек, Даля, Мягкова, Вельяминова.

И вот первая репетиция. Раздаю артистам экземпляры пьесы с пометками: «Олегу Далю — Иосиф Райхельгауз», «Галине Волчек поручается роль старой актрисы — Иосиф Райхельгауз». Очередь дошла до Гафта, он спросил: «А где твой режиссерский экземпляр?» Взял его в руки и крупно написал: «Райхельгаузу. К Вам от Лопатина записка. Не подходите к Гафту близко!»

Валентин Иосифович — человек суперэмоциональный. Может восхищаться гениальной находкой режиссера, а через пять минут обвинять его в профнепригодности. С ним нелегко партнерам, но самые большие требования Гафт предъявляет... к артисту Гафту.

Однажды перед репетицией я увидел, как реквизитор ставит за штору бутафорского окна тарелку. Спросил зачем. Та ответила: «Пожалуйста, не выдавайте меня, это просьба Валентина Иосифовича, он человек сложный, наверное, собирается ее разбить». Тогда я попросил поставить за другую штору несколько тарелок. И вот идет репетиция. Мы с Гафтом и Мариной Нееловой разбираем сцену, и вдруг на ровном месте Валентин Иосифович вскипает: «Блин, это полная фигня! Где тебя учили? В ГИТИСе? Чему вас там вообще учат?» Надо ли говорить, что выражался Гафт куда более хлестко?

Досталось и Нееловой: Валентин Иосифович довел ее до слез, Марина убежала домой. А он откидывает штору, хватает тарелку и шваркает об пол. Тогда я бросаюсь к своим тарелкам и с силой бросаю их на сцену. Брызги осколков летят в Гафта. От неожиданности он умолкает и через паузу говорит: «Старик, это гениально! Кидать тарелки на сцену нехорошо, надо принести большой барабан, я буду бить в него после каждого монолога. Где тебя учили? В ГИТИСе? Потрясающе научили!» Лопатина он сыграл великолепно.

Некоторые всплески эмоций будущего народного артиста вошли в анналы «Современника». Анджей Вайда приехал на первую репетицию спектакля «Как брат брату». Поприветствовал артистов на сцене, пожал руки ассистентам, переводчику и уселся за столик:

— То ж, почнем.

Никто не понимал, как надо «почать», поскольку режиссер не дал ни единого указания. Артисты стали произносить реплики, но в какой-то момент Лилия Михайловна Толмачева не выдержала:

— Пан Анджей, а можно в этом месте я сыграю вот так?

— То не треба. Добже. Дале.

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • #
    Андроид-3735, мы его зовём Отвратный подлый губошлёп! Корона у него с головы не снимается! А как хочется поправить её лопатой. Очень непорядочный человек. И плевать мне на его тонкие рассказы и на его театр. Если человек подлец, то это навсегда. Когда он приходит на политические ток-шоу полить грязью всех и вся в России - народ просто выключает звук, чтобы не слышать этого вруна и подлеца. Многие ему говорят это в лицо. А он только ржёт! Это ли не мерзость? Кстати, он тоже оправдывает войну на Донбассе, чтобы убивали никчёмный народ ради идеи независимости, только от кого? И живя и работая в России, всех тихо ненавидит и считает агрессорами. Умный человек так думать не может.
  • roda

    #
    Для меня просто не сопоставимы Васильев и "этот" товарищ. А спектакль «Взрослая дочь молодого человека» потому и вышел отличным-его Васильев доделывал(или скорее всего сделал). А спектакли «Школы современной пьесы» сырые., не люблю этот театр. Жонглирует именами -цену и значимость себе набивает.

  • #
    Жук-4260, вам телевизор заменил мозги?

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение


    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или